Топ-5 проблем бизнеса, которые не все могут заметить
Одни мой друг прямо сказал мне «Все, закрываю бизнес к чертям. Толку никакого нет!». К слову, именно он, всего год назад с горящими глазами и пеной у рта доказывал мне, что нашел золотую жилу и делает на нее действительно большую ставку.
После этого он почти ничего мне не рассказывал, но с каждой встречей становился все мрачнее. Я предложил ему поведать о проблемах детальнее, и мы встретились еще раз за бокалом пива.
Оказалось, что и его не обошла участь 90% предпринимателей, открывающих бизнес с нуля. Его типичные ошибки являются хрестоматийным примером для всех стартапов и небольших компаний.
1. Делаем, а не продвигаем. Практически каждый руководитель сталкивается с одной проблемой – огромным потоком текущих, рутинных обязанностей, которые «съедают» все его время и не оставляют простора для стратегического планирования. Хрестоматийная истина, повторенная миллион раз, гласит – бизнес делают для денег, для работы есть работа. Если через 2-3 месяца вы не можете нанять человека, который возьмет на себя большую часть рутинных обязанностей, закругляйтесь – ничего хорошего из этого не выйдет. Черпать энергию из мешков под глазами не выйдет – она быстро кончится. Руководитель должен руководить, продавать и продвигать бизнес через деловые связи. Делать должны работники.
2. Набираем не тех людей. На резонный вопрос о том, почему в его штате 5 средних дизайнеров и только 1 посредственный продажник, он ответил, что им нечего продавать, так как у них пока что нет достаточного количества интересных проектов. Предложение изменить соотношение и оставить 2 дизайнеров и 2 продажников повергло его в ступор. Как можно сокращать штат дизайнеров? Все дело в том, что дизайнеры на самом деле прибыли не приносят, по крайней мере, 5 штук сразу. Деньги делают люди, дожимающие клиента по телефону и на личных встречах. В конце концов, ту же работу всегда можно отдать на аутсорс при нахождении достаточно крупного клиента.
3. Нет взаимосвязи между отделами, либо взаимосвязь идет через человека. Крайне неправильно завязывать взаимодействие между производственниками, продажниками и складом на конкретном человеке. Решение проблемы очень простое – поставить отдельную доску, где каждый отдел будет записывать свои потребности. В больших компаниях эту функцию выполняет обычно отдел закупок, но в маленьких фирмах владелец часто является и главным поставщиком всего необходимого, что мешает ему мыслить масштабнее.
4. Завязка на людях, а не на системе. Незаменимых быть не должно. В этом случае вашему бизнесу не будут страшны кризисы, увольнения и декретные отпуска. Практика показала, что любого человека можно заменить. Разработанная структура обучения позволяет любого зеленого новичка за 1-2 недели «натаскать» до вменяемого уровня. Если в вашем бизнесе нет такой системы, рано или поздно вы столкнетесь с проблемой «бастующих кадров». В этом случае придется повысить им зарплату, и вы станете заложником своих же людей. Это ведет только к краху.
5. Чрезмерное количество «советчиков». Если вы работаете в индустрии интеллектуального труда, то каждый человек в коллективе знает, «как лучше» и навязывает свое знание не только остальным, но и самому руководителю. Проблема большинства людей, выстраивающих доверительные отношения – огромное количество сплетен в коллективе, что не способствует ни повышению качества работы, ни продуктивности. Стоит помнить, что для сотрудников вы – не панибрат, а руководитель. Каждый имеет право на свое мнение, но если из-за этого не выполняются прямые распоряжения, стоит навести в коллективе порядок. Иначе через год ваши же сотрудники будут спорить с вами по каждому пустяку. О продуктивности в этом случае говорить не приходится вовсе.
Отрубите эти 5 голов огромного дракона Бизнеса и вы поймете, насколько легче, продуктивнее и успешнее стала ваша работа в рамках собственного проекта.