Реквием по гениальной идее
Правительством города принимаются существенные шаги для создания местной инновационной инфраструктуры, созданы консультационные центры, функционируют технопарки и бизнес-инкубаторы, сделаны существенные шаги по формированию кластерной экономически.
Город постепенно обрастает историями успеха в инновационной среде (например, строительство завода "Оптоган" или стремительный рост сети терминалов "Новоплат"), что, несомненно, является стимулом и ориентиром для молодых стартап-команд.
Но вот эта, казалось бы, благополучная для расцвета разнообразных инновационных проектов почва почему-то не дает столь ожидаемых всеми всходов. Перспективные проекты сегодня с усердием ищут очень многие организации и частные лица. Кто-то из-за реальных инвестиционных аппетитов, кто-то для того, чтобы сдать отчет о деятельности по помощи инноваторам, но то, что качественного проектного материала не хватает, — это факт.
К сожалению, зачастую приходится наблюдать различные проектные истории, аккомпанементом к которым может быть только печальный реквием.
Разберем внутренние причины пары типичных историй.
Иногда стартапом называют дипломную работу выпускника технического вуза, к которой грубо прикручена примитивная бизнес-модель. Автор делает первые шаги и, наткнувшись на первую критику, бросает свое детище ради более прагматичного занятия.
В большинстве случаев, конечно, — это правильное решение, но некоторые идеи остаются незамеченными именно от того, что у автора не хватило ни намерения, ни воли, чтобы сплотить вокруг себя команду и направить ее развитие.
Бывает, что и команда есть, и разработка интересная, и рынки понятные, но вот стоит на месте проект без движения по нескольку лет подряд, слегка обновляясь только для участия в каком-либо конкурсе или отчетной выставке. Автор же "сидит на окладе" и пассивно ждет инвестора. А пока нет инвестора, и делать нечего не будет. Особенно это касается хороших узкопрофильных проектов, которые из года в год номинируются и собирают одни и те же премии.
Чтобы избежать повторения подобной ситуации в вашем проекте, представляю рекомендации, которых мы придерживаемся при работе в фонде "Идея. Инвестиция. Инновация.":
- смотреть на инновационные продукты со стороны потребителя и не тратить время на создание товаров и услуг, которые никому не будут нужны. Инновации без коммерциализации не бывает.
- стараться расходовать ресурсы только на результативную деятельность.
- ценить и не терять время, понимая, что если вы начинаете реализовывать проект, кто-то уже тоже двигается в этом направлении.
30/03/2011