Подбор квалифицированного персонала
Практический опыт успешных менеджеров по персоналу, теоретические знания по данному вопросу позволили сформировать ряд приёмов, законов, принципов для успешного проведения подбора персонала. И сегодня Школа бизнеса представляет вам современные технологии подбора в краткой и доступной форме.
Неверный подход
Зачастую руководитель недооценивает важность процедуры подбора и старается придерживаться не очень правильных позиций. Самой распространённой среди них является позиция: «лишь бы человек был хороший». Ещё хуже, если назначается ответственным за подбор персонала человек, не имеющий ни малейшего представления об этой области знаний. Возьмитесь за это сами, если больше некому. Распишите план действий.
Подготовка
Подготовка к процедуре подбора не так уж бессмысленна, как может показаться. Чем чётче вы сформулируете для себя цель подбора персонала, нарисуете желаемый образ будущего сотрудника, тем вернее будет ваш выбор.
Основные вопросы, которые следует проработать до встречи с кандидатами на вакантную должность:
• чётко сформулируйте название должности и соответствующие ей должностные обязанности. Дело в том, что иногда сотрудник числится под одной должностью, а выполняет обязанности другой. Из-за такой ситуации возникаем масса ссор между сотрудниками, эмоции не позволяют никому выполнять свою работу эффективно (да и многие зачастую испытывают глубокую растерянность в том, какую работу всё-таки он должен выполнять, кому подчиняться).
• определитесь с личностными и профессиональными качествами и умениями будущего сотрудника, расставьте приоритеты. Помните, гораздо важнее, например, способность к обучение, чем наличие профессиональных навыков, опыта.
• соотнесите свои требования к кандидату с условиями, которые вы можете ему предложить (другими словами, исходите из реальных своих возможностей). Привлекательными для кандидатов будут: соц. пакет, система премирования (вместо штрафов), дружеская атмосфера, удобное время для обеда, возможность гибкого графика работы и т.д.
• выберете пути привлечения сотрудников (через знакомых, СМИ, либо заключив договоры непосредственно с выпускниками вузов). От выбора СМИ зависит и результат. Например, объявление в газете, распространяющейся бесплатно, приведёт к вам и соответствующий контингент. Поэтому такой вариант привлечения кандидатов не подходит, если вы ищете серьезных квалифицированных специалистов, руководителей, служащих.
• составьте план беседы. В него должны войти самые важные вопросы, которые необходимо выяснить, что иметь как можно более полное представление о человеке. В этот список войдут и вопросы на проверку реакции человека. Менеджеры по персоналу имеют в своём арсенале ряд таких вопросов, чтобы подобрать сотрудника на должность с необходимыми поведенческими реакциями. Самым красочным примером такого вопроса является: «Как вы представляете свои похороны?». Большинство людей не задумываются об этом до 60 лет. Если же кандидат начнёт в деталях описывать этот день, стоит задуматься о его адекватности.
Существует такой замечательный документ, точнее даже два, утверждённых Министерство труда РФ – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. В них вы найдёте всё, что нужно: и должностные обязанности, и верную формулировку должности, и требования к знаниям и умениям, а также требования к квалификации работника.
Обработка информации
Затеяв подбор персонала, к вам придёт масса сопроводительных писем, резюме, будет поступать немало телефонных звонков (если в объявлении вы укажите хорошие условия работы, или если работа в вашей фирме считается престижной, или зарплата хорошая), не говоря уже о собеседовании. Если бюджет позволяет, Школа бизнеса рекомендует приобрести специальные компьютерные программы для обработки резюме: автоматически (по заранее заданным параметрам) отберёт подходящие и отфильтрует всё лишнее. Для крупных и средних компаний очень выгодное приобретение.
Давать же телефон лучше в редких случаях, если ожидается большой наплыв желающих (только избранным по резюме или сопроводительному письму). А уж приглашать на собеседование только самых подходящих.
Собеседование
От вашего умения «читать» характер человека будет зависеть окончательное решение. Учитывайте свои психологические особенности во время проведения собеседования с кандидатами. Все люди склонны делать скоропалительные выводы, а первое впечатление о человеке формируется довольно быстро, может быть испорчено из-за мелочи, и уже никакая объективная точка зрения не спасёт ситуацию. Старайтесь быть объективным, не торопитесь с решением. Не отдавайте предпочтение последним, только потому, что уже не помните тех, кто пришёл к вам первым. И т.д.
Помимо рассмотренных шагов по подбору персонала, имеет смысл познакомиться и с другими не менее важными вопросами, которые являются базовыми знаниями для менеджера по подбору персонала: анализ потребности в персонале (расчёт количественной и определение качественной потребности), разработка требований к кандидатам, определение стратегии подбора, маркетинг персонала (привлечение сотрудников за счёт работы над имиджем организации).
Источник: