22 способа для государства облегчить жизнь бизнеса
Перечень проектов НПИ | |
107 Кб |
Сформулировать и воплотить «Национальную предпринимательскую инициативу» (
Всего в НПИ предусмотрено 22 проекта, которые будут обсуждаться в течение года блоками по нескольку проектов. Предполагается, что к концу 2012 г. будут разработаны меры по повышению доступности финансовых ресурсов, сняты инфраструктурные ограничения, улучшится
Первые штрихи
В первый день работы
Пока обсуждение «дорожных карт» по проектам только началось. Но в Агентстве стратегических инициатив (
После КЭФ обсуждение проекта перейдет в рабочие группы. Андрей Никитин,
В первый блок попали проекты по повышению доступности энергетической инфраструктуры, поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта, совершенствование таможенного администрирования и упрощение процедур получения разрешения на строительство. «В начале списка — инициативы, работы по которым наиболее понятны и уже не раз обсуждались», — поясняет логику графика Никитин.
В АСИ говорят, что через год будет прописано, какое количество процедур и согласований должно быть по той или иной деятельности и какое количество дней это должно занимать. Если в «дорожной карте» будет прописан срок три дня, то чиновники будут обязаны его соблюдать. В «дорожной карте» также будет описано, каким образом чиновнику этого добиться, он может пойти своим путем, но результат должен сохраниться неизменным, уточняет эксперт.
«Никаких отговорок “это невозможно” от чиновников приниматься не будет. Если где-то в мире возможно, то нет никаких объективных причин, почему невозможно в нашей стране», — категоричен Никитин.
Логика улучшений
«Изменилась логика разработки улучшений. Прежде чем что-либо внедрять сверху, мы сначала вместе с бизнесом проработаем и опишем желаемое состояние системы по каждому из 22 проектов. Затем по каждой задаче будет разработана “дорожная карта” — расписаны действия для чиновников, как им добиться прописанных результатов», — рассказывает Никитин.
В марте будут готовы «дорожная карта» по первым проектам и реальное описание
«Основная проблема — разобраться в десятках федеральных и региональных программ, институтах развития, фондах и согласующих структурах. И как раз для меня стандарт — это четко прописанные правила игры для инвесторов и всех инициаторов бизнес-проектов: когда каждый понимает, какие возможности этот регион готов тебе предоставить, как будет рассматриваться проект, куда нужно прийти, сколько уйдет времени на подбор площадки, на согласования. И главное — через сколько времени уже появится действующий бизнес», — говорит Максим Годовых, руководитель «Инфраструктурного хаба малого и среднего бизнеса Свердловской области».
«Перечень и содержание проектов не вызывают вопросов. Но подобные инициативы обсуждались на уровне федеральной власти неоднократно на протяжении многих лет, были попытки их реализации — правда, без каких-то ощутимых результатов. Так что будет ли это действительно реализовано и в какой мере, сложно предсказать, — выражает сомнения Евгений Литвак, генеральный директор
«Все просто: процесс реализации этого проекта будет максимально открытым и публичным. Так что вариантов замотать его не будет», — успокаивает скептиков Никитин.
Чиновников оценят по KPI
Достижение прописанных в «дорожной карте» результатов войдет в основу системы KPI, которую будет формировать Минэкономразвития. Идея внедрения KPI для оценки работы министерств и ведомств прозвучала из уст того же Путина на заседании АСИ в начале февраля. Тогда же Эльвира Набиуллина, министр экономического развития, предложила четыре «измеримых и объективных» критерия для оценки инвестклимата в регионах: прирост частных инвестиций, привлечение прямых иностранных инвестиций, прирост производительности труда (важно облагораживание рабочих мест), прирост оборота малых и средних компаний (важно, чтобы динамика роста инвестиций была сделана не на 1-2 крупных проектах).
«Самое главное в этой истории — то, что мы переходим от процесса к результату. Пусть даже какие-то KPI будут неполными и не заработают сразу», — подчеркивает Никитин.
«Идея с KPI правильная. Чиновник, начиная работу, должен знать, каких результатов от него ждут. Главное — чтобы результаты были понятными и конкретными и не ограничивались подсчетом подписанных чиновником распоряжений. Это явно потребует и серьезных изменений мышления самих чиновников. Они привыкли жить совсем по другой системе», — рассуждает Литвак.
«Действительно, опасность всегда заключается в желании отчитаться числом бумаг, — соглашается Годовых. — Другая опасность — что нормативных документов по реализации инвестстандарта опять появится так много, что ни один нормальный предприниматель не сможет с ними разобраться».
Литвак полагает, что внедрение системы KPI потребует и изменений в системе мотивации для чиновников: четкого понимания, что изменится для тех, кто KPI не выполнит, и что — для успешных. «В бизнесе это решается системой бонусов, но для государственных служащих должны быть свои механизмы мотивации», — считает эксперт.
«Мы анализируем сейчас международный опыт оценки эффективности чиновников, — говорит Борис Титов, председатель “Деловой России”. — В каких-то странах он более успешный, в каких-то не очень. Но такие KPI нужны. И это должна быть сложная система, простым решением здесь не обойдешься. Каждый чиновник должен понимать, что результаты его труда зависят от
«Плохо, что все показатели и оценки приводят только к наказанию тех, кто не выполнил поставленных задач. Но абсолютно не проработана система поощрения чиновников. А ведь это и есть основная причина коррупции, — считает Годовых. — Если у нас получается закрепить в стандартах обязательства регионов перед инвесторами, почему нельзя закрепить какие-то обязательства перед сотрудниками органов власти? Если человек обеспечил в этом году реализацию, к примеру, 100 бизнес-проектов, он гарантированно в следующем году становится руководителем, министром или кем-то еще. Вот тогда мы наконец увидим мотивацию конкретного специалиста, который должен исполнять положения стандарта».
Другие статьи раздела Структуры поддержки бизнеса
Олег Семёнов: Исповедь российского бизнеса
Профессиональный бизнес-консультант рассказывает о том, на что на самом деле стоит жаловаться российским предпринимателям.
Телепередача "Совет для малого бизнеса". Выпуск 4. О малом инновационном бизнесе Санкт-Петербурга
О малом инновационном бизнесе Санкт-Петербурга.
Отчет о деятельности Блока поддержки промышленности и предпринимательства в 2011 году
В 2011 году успешно завершена реализация Плана мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства на 2008-2011 годы.
Промежуточные итоги реализации специальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
В приложении размещены промежуточные итоги реализации программ субсилирования малых и средних предприятий Санкт-Петербурга (СМСП)в 2011 году. Прямую финансовую поддержку получили 961 СМСП. Общая сумма предоставленных субсидий составила 1,2 млрд. рублей (591,5 млн. рублей поступило из федерального бюджета). 57% выделенных средств пришлось на компании, осуществляющие свою деятельность в сфере производства.
Проект Резолюции IX Форума малого предпринимательства Санкт-Петербурга
Традиционно, в течение месяца, в проект могут вноситься изменения и дополнения, которые после юридической оценки, могут быть включены в окончательный вариант документа. С предложениями можно обращаться по адресу:
Часть 2. Обсуждение региональных инициатив. Пленарное заседание IX Форума малого предпринимательства Санкт-Петербурга-2011
Как уже отмечалось, вторая часть пленарного заседания IX Форума малого предпринимательства была посвящена результатам деятельности Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга в 2011 году, а также проблемам гостиничного бизнеса.
Часть1 - Обсуждение федеральных инициатив. Пленарное заседание IX Форума малого предпринимательства Санкт-Петербурга
Пленарное заседание IX Форума малого предпринимательства Санкт-Петербурга, состоявшееся 15 декабря, условно можно разделить на две части.