Пять правил общения с бизнес-ангелами от Павла Черкашина
Бывший СЕО Adobe в России, а ныне бизнес-ангел Павел Черкашин объясняет, как предпринимателю строить работу с инвестором, и разрушает иллюзии относительно ангельской роли в подопечном бизнесе.
Ищите не абстрактные деньги, а человека, с которым будете на одной волне.
Хороший предприниматель выбирает себе инвестора, а не наоборот. Он определяет круг интересных ему инвесторов, изучает их повадки, находит правильный подход и очаровывает с первого взгляда. Плохой предприниматель мечется между берёзками с криком «Дайте денег хоть кто-то». Бизнесмен, у которого хватит ума почитать про инвестора, его приоритеты, потребности, принципы отбора проектов, сможет добиться внимания к себе.
Как выбирать? У хорошего бизнес-ангела должен быть собственный предпринимательский опыт, которым он готов делиться и при этом не убивать дух стартапа в тех, кого он поддерживает. Он должен трезво оценить ваш потенциал и доверить долю собственных ресурсов — финансов, связей, опыта.
Бизнес-ангел не будет самостоятельно искать интересные проекты.
Попадите в его поле зрения!
Надо понимать, как бизнес-ангел узнаёт о проектах. У меня есть три источника, которые чаще всего помогают искать интересные компании: советы знакомых инвесторов, прямые обращения предпринимателей и конкурсы стартапов. Самый надёжный из них — другие инвесторы. Они поставляют самые качественные проекты.
Если кто-то уже провёл работу по анализу проекта и готов его рекомендовать, ты экономишь огромный объём усилий на первичную обработку. Иногда сказанное вовремя правильным профессионалом «Хорошие ребята, талантливые» может стоить года изнурительной работы в PowerPoint.
|
Чтобы стартап заметили инвесторы, нужно следовать только одному правилу — быть необычным.
|
|
Выделяться на общем фоне — вернейший способ привлечь к себе внимание. Нужно показать всем, что ты не играешь по правилам, — ты их придумываешь. Если не получается — иди на работу в крупную корпорацию, там очень ценят предпринимательский опыт сотрудников, даже неудачный. И не забывайте про участие в конкурсах стартапов! Кто и почему побеждает в том или ином конкурсе, для любого инвестора — большая загадка, но вы покажете себя.
Не ждите слишком многого от бизнес-ангела. Он не равноправный партнёр вашей компании, а помощник (см. следующий пункт).
Не ждите, что бизнес-ангел будет участвовать в управлении компанией.
Он не будет требовать постоянных встреч и отчётов у предпринимателя, как у сотрудника. Ангел — дополнительный ресурс для предпринимателя, который тот должен уметь правильно использовать. Один мой дельный совет, телефонный звонок или пример документа может сэкономить молодой компании месяцы усилий. В отличие от профессиональных инвесторов, инвестиции для меня не главный источник дохода. Бизнес-ангел — не соучредитель. Это предполагает совершенно другой уровень ответственности.
Разницу легко объяснить на примере. Представьте, что в три часа утра в воскресенье в офисе компании произошёл пожар. Основатель компании звонит компаньону с просьбой срочно приехать: выносить компьютеры из огня, следить за порядком. Соучредитель обязан бросить всё и приехать. Бизнес-ангел скорее всего скажет: «Чувак, я тебе очень сочувствую! Позвони завтра, когда всё закончится,— подумаем, как снизить наши финансовые потери».
Говорите с бизнес-ангелом о бизнес-составляющей проекта,
а не о технологиях. Докажите, что обладаете обширным опытом и хваткой.
Бизнес-ангелу комфортнее общаться с теми, кто говорит не о технологических тонкостях, а о продажах, марже и доле рынка. Поэтому мне так комфортно работать со стартаперами «второй волны», появившимися после кризиса 2008 года. В тот момент большинство квалифицированных менеджеров задумались о собственном бизнесе как альтернативе размеренной и предсказуемой работе по найму в крупных корпорациях. Эти новички сильно отличаются от стартаперов начала 2000-х: они лучше обучены, ведут себя агрессивнее, нацелены на зарабатывание денег и не церемонятся с конкурентами.
|
Я не верю в то, что создание стартапа — удел молодых выпускников технических вузов.
|
|
Успешными предпринимателями становятся те, кто понюхал пороху. Средний возраст основателей успешных технологических компаний в США — 39 лет. Ещё в 2007 году заманить таких специалистов в стартап было делом крайне сложным. А в 2012 году каждый 40-летний менеджер среднего звена крупной корпорации мечтает о своём бизнесе как источнике финансовой независимости и возможности снизить риск политической нестабильности в стране.
Цените нервы бизнес-ангела.
Инвестор — профессия нервная. Особенно когда речь идёт об инвестициях в стартапы, где уровень неопределённости зашкаливает. Ты отдаешь свои кровно заработанные деньги кому-то, и он их последовательно прожигает на рискованные эксперименты в надежде найти уникальную нишу. Может, завтра в информационном болоте начнёт бить родник чистого благосостояния, а может, горе-предприниматель прожжёт средства и пойдёт разводить следующего доверчивого инвестора.
«Покупать, когда все остальные продают, и продавать, когда есть такая возможность» — главный принцип опытного венчурного инвестора. Надо балансировать между опытом и риском: не отдаляться слишком далеко, чтобы не потерять инвестицию из виду, но и не свалиться в режим «ручного управления», лишая предпринимателя мотива строить свой бизнес.
Текст: Елена Тимохина
15/10/2012