Сегодня я расскажу о проинвестированных проектах и о том, с чем нам приходится там сталкиваться. Я возьму только их типичные, общие ошибки.

Первая – это неумение работать с инвестором. В принципе, понятно, почему этой культуры у нас нет. Мало у какого молодого предпринимателя однокурсник или одноклассник привлекал финансирование, так что откуда ему знать, как правильно общаться с венчурными капиталистами. В США люди вырастают на таких историях, у нас ситуация, конечно, совсем другая. но, так или иначе, общаться с инвесторами в России пока не умеют. При этом чаще всего стартап впадает в одну из двух крайностей.

Первая – не понимает, когда надо обращаться к инвестору, а когда нет. Типичный пример – компания, которая после очередного раунда без согласования с инвесторами увеличила свой бюджет в семь раз. Это реальный случай. Дело даже не в сумме, а в том, что делать этого она была не в праве. Бюджет утверждает совет директоров, куда представители фонда практически всегда входят. Так что, если хочешь его изменить, надо созывать совет и объяснять, почему и зачем ты предлагаешь его пересмотреть. Случай при этом нередкий.

Вторая крайность – попытки втянуть инвестора в процессы, в которых он участвовать никак не должен. Он, например, не рекрутинговое агентство и не ищет вам менеджеров по продажам, это не его обязанность. Другой вопрос, что, задав правильный вопрос, вы можете получить полезный ответ. Не «помогите мне найти сейлза», а «вот description человека, который будет продавать в Америке, не могли бы вы его прокомментировать?». Но в целом надо понимать, что инвестор не драйвит ваши взаимоотношения – он в вашей связке советник.

На самом деле систематизировать свои взаимоотношения с инвестором не так сложно. Есть корпоративные правила, которые для любых бизнесов одинаковы – изучите их. Есть учредительные документы, акционерные соглашения – прочитайте их внимательно. Это отнюдь не формальный документ и бумажка, про которую можно забыть после подписания, как многие думают. Вы удивитесь, но большая часть написанного там имеет непосредственное отношение к функционированию вашей компании. Так что прочитать будет невредно – это поможет понять, когда к инвестору надо обращаться, а когда – нет. Ну и, наконец, ничто не мешает спокойно поговорить с ним и узнать, в каком режиме ему самому будет комфортно взаимодействовать с вами.

Разумное поведение со стороны стартапа, к сожалению, встречается не так часто, и поэтому стороны иногда получают ненужные конфликты и вообще теряют силы и время на пустом месте. Как в том случае с бюджетом (в итоге он был принят).

Вторая ошибка – не осознавать, что инвестор это ресурс. Просто надо уметь им пользоваться. Разберитесь хорошенько, чем он может быть вам полезен: юристы, пиарщики, связи и т.д. По моему опыту, очень многие стартапы ждут, что инвестор сам начнет «предоставлять ресурс». Такого не будет – и Runa, и любой другой нормальный фонд предполагает, что вложился в сильную компанию, и, если он будет активно лезть в дела команды, то основатели расстроятся. Мы ждем, когда нас спросят. Надо ли, кстати, задействовать ресурс инвестора? Кроме тех случаев, о которых я говорил в прошлом пункте – да. Если считать бизнес конкурентной игрой, то в ней чаще всего выигрывает команда, которая использует все возможности. Если у вас к концу игры остаются ресурсы, значит, в реальной жизни кто-то более бойкий вас побьет. Ошибка типичная, кстати, – я много видел стартапов, от которых после инвестирования ни слуху ни духу.

Третья ошибка – нет понимания, что бизнес должен быть сбалансированным. Чтобы создать компанию, надо выстроить какое-то количество базовых процессов: product development (включая engineering), marketing, sales, business development, finance, support, professional services operations (IT, HR, legal, admin). Ни один из них сам по себе не уникален – есть стандартные способы их создать. Инновация заключается в том, чтобы, выстроив их, улучшать, переосмысливать, добавляя что-то свое. Не переделывать и не изобретать велосипед! Многие стартапы считают, что некоторые процессы неважны. Я сам так когда-то думал, и это большое заблуждение. «Нам не нужен business development – мы вполне можем жить и без стратегических технологических партнеров» и т.д. Редкостная глупость. Бизнес должен быть сбалансированным – это как здоровый ребенок, который не может только есть сладкое, или только хорошо бегать, или только много спать. Спустя какое-то время где-то у него начнутся проблемы – двойки в школе, например.

Мы своим стартапам именно поэтому показываем примеры работающих процессов: у нас есть внутренние эксперты, большие портфельные компании, периодически устраиваем семинары.

Еще один вариант той же проблемы – это переоценка какой-то функции. Недавно ко мне приходил владелец компании с оборотом больше $30 млн., который считает, что у него сложности только с продажами. Ну да, конечно – остальное, видимо, идеально.

Третья ошибка – нет attitude. Это типично для стартапов ранней стадии, поэтому мы так аккуратно в них и инвестируем. У основателя и команды должен быть драйв, готовность идти до конца и потерять все – здоровье, семью, деньги. Этого почти наверняка никогда не случится, но готовность должна быть. Причем это такое животное во многом состояние. Не так давно мы ездили с партнерами по делам в Замбию, и один из нашей группы решил там прыгнуть с моста «на веревке». Так вот, когда человек медленно подходит к краю и начинает смотреть вниз – он, скорее всего, не прыгнет. Черный парень, который там работает, кричал на ломаном английском: «Don’t think, jump! It’s crazy!». Вот и стартап – тоже в каком-то смысле crazy. Это вопрос готовности отдать себя – никакого баланса тут не будет, правил тоже. Если вы думаете «на это я готов, а вот на это нет, мне завтра дочку в школу вести», по крайней мере, не говорите об этом. Это тот случай, когда ваша любовь к близким может стать почти постыдной. Душевного баланса в растущей компании искать не стоит. Умение собраться и «порвать» кого-то ради нее сейчас на первом месте. Хорошая новость состоит в том, что это навык, и он в какой-то мере тренируется. Это как жизненная энергия «ци» в кун-фу – умение собраться в нужный момент и вложиться в удар со всей яростью, даже если секунду назад ты этого и не хотел. Еще один хороший пример – фильм «Нефть», там состояние верно показано.

Пожалуй, это основные ошибки проинвестированных проектов. Хочу специально обратить внимание, что это мы говорим про хорошие стартапы, которые мы сам и отобрали и проверили, поверили в них.

29/10/2012