Страсти по IKnow.Travel: Защищать идею от конкурента или объединиться с ним?
Основатели соцсети путешественников IKnow.Travel Анна Бичевская и Роман Медведев советуют не прятать от конкурентов бизнес-планы и щедро делиться идеями — сообща проще бороться с крупными игроками.
Партнёры в стартапе обычно появляются на начальной стадии. Это чаще всего соратники идеолога проекта, вложившие либо деньги, либо время, труд и мысли. Анна Бичевская и Роман Медведев объединились, когда её проект ещё не запустился, а его — вообще находился в процессе разработки.
Первые встречи прошли напряжённо, однако партнёры поняли, что их проекты могут удачно дополнить друг друга. Ещё полгода потребовалось на то, чтобы закрепить отношения. Бичевская и Медведев рассказали H&F, как нелегко объединяться с тем, кому пришла в голову та же гениальная идея.
Романтик
Анна Бичевская 11 лет назад приехала из Калининграда в Москву и успела поработать пиарщиком в нескольких компаниях и агентствах. Последнее место — Парк Горького — помешало старту её проекта в намеченные сроки. Но в конечном итоге это сыграло Бичевской на руку: объединившись с Романом Медведевым, она получила партнёра, хорошо разбирающегося в финансах.
Анна Бичевская
Совладелец I
К моменту встречи с Романом я вложила в проект около $10 000 и потратила около года. Я рисковала всем. Объединение было запланировано на платформе Романа и под его брендом, поэтому всё, что я могла получить обратно в случае, если мы не сработаемся, — мой контент. То есть сотню заметок разных авторов об их путешествиях.
Идея социального путеводителя мне чуть ли не приснилась и сразу показалась гениальной. Вы приезжаете из путешествия и взахлёб рассказываете друзьям, где были и что видели, а они слушают вполуха. Через год они собираются в ту же страну, начинают вас дёргать, а вы уже всё забыли. Я собиралась решить эту проблему, создав сайт рекомендаций. Полгода я носилась по знакомым, дёргала всех, требовала написать статьи об их поездках.
При этом я не распространялась особенно о проекте, потому что мне казалось: такую гениальную идею обязательно украдут, а я не переживу. В принципе, уже к весне 2011 года у меня всё было готово к запуску, но я взялась за новую работу, стала куратором культурных проектов Парка Горького и почти на всё лето выключилась из своего проекта. За это время идея действительно начала уплывать.
Настя Колесникова, которая познакомила нас с Романом, тоже писала мне о своём путешествии по Абхазии. Поэтому когда она спустя несколько месяцев позвонила и предложила уже мне написать для её проекта, у меня буквально земля ушла из-под ног. К тому же я вспомнила, сколько раз мне говорили: «А, социальная сеть для путешественников, слышал что-то такое», — и начала нервничать ещё больше.
Рома на первой встрече меня не впечатлил, но я реально испугалась Колесникову, с которой работала на Пикнике Афиши и ещё нескольких фестивалях. Я знала её коммуникационные навыки, круг общения, количество друзей и связей и ясно представила себе, как она ломает мне хребет.
|
Потом Рома открыл ноутбук, показал, |
|
Потому что он выглядел точно как мой, но чуть более сдержанно, не так ярко.
Я мучилась ужасно. С одной стороны, Роман предлагал ужасные, неприемлемые для меня условия — маленькую долю в проекте. А я мечтала о том, что буду сама себе хозяйка. Я и сейчас иногда переживаю по этому поводу. С другой стороны, та же Настя убеждала меня: контентные проекты ничего не зарабатывают, только на сервисах можно заработать, а Рома экономист, он будет продавать билеты, он умеет зарабатывать.
Потом я подумала: я уже вложила в проект $10 000. Это не очень много, но он пока и не работает. Потом мне понадобятся сервера, рабочие руки и так далее. Расходы будут расти, мне придётся продать машину, квартиру в Калининграде. Готова ли я к этому? Нет, не готова. И я решила присоединиться к команде, у которой есть инфраструктура и есть финансовые средства. В итоге мне удалось получить значительно большую долю, чем Роман предлагал вначале. Во многом потому, что его удалось убедить: контент — не просто бородавка на попе у слона, контент — это то, что привлечёт к нам правильную аудиторию, которой мы будем продавать билеты.
Сейчас мы делим компетенции. Я не влезаю в финансовую часть, хотя очень внимательно наблюдаю за Романом, учусь у него и понимаю, что сама бы не смогла вести дела так скрупулёзно. Он не влезает в контент. Первое время он пытался требовать у меня редакционные планы, но быстро успокоился, потому что всё равно в них ничего не понимает. В итоге мы стали командой, и каждый из нас реализовывает свои сильные стороны. У Ромы это бизнес-интуиция и комплексный подход, у меня — коммуникации, я отвечаю за миссию проекта и за его лицо.
У нас, тем не менее, очень разное видение. Мне хочется, чтобы всё было качественно, и я забываю о вопросах выживания, а ему важно, чтобы бизнес развивался, масштабировался и чтобы денег хватало на все наши нужды. Мы ругаемся и спорим, но в итоге соглашаемся друг с другом и находим компромисс, проект от этого только выигрывает.
Прагматик
Роман Медведев — серийный стартапер. Шесть лет назад он окончил экономический факультет МГУ, и всё это время, заручившись поддержкой частного инвестора (имя Роман не раскрывает) делал несколько проектов. Он уверен, что идея сама по себе в бизнесе не значит ничего.
Роман МЕДВЕДЕВ
Совладелец
К моменту объединения с Анной я вложил в проект около $250 000 и год работы. Я ничего не потерял бы, если бы Анна отказалась от объединения или вышла бы из проекта через пару месяцев, просто продолжил бы работать дальше.
В своей жизни я сделал уже несколько проектов, но они не были очень успешными. Самый удачный из моих стартапов — сервис распознавания звука Pliq.me — в 2011 году мы создали партнёрство с американской компании, правда, не заработали на этом ничего, только отбили затраты. Зато я подобрал команду надёжных людей и познакомился с инвестором, который вложился в IKnow.Travel.
Изначально я хотел сделать сервис по онлайн-продаже и бронированию билетов, и к тому моменту, как мы познакомились с Аней, работа шла уже полгода. Этот сегмент растёт динамично, но приходится конкурировать с мощными игроками — Anywayanyday и OneTwoTrip. От них требовалось чем-то отличаться, и я решил: нужно использовать теорию контентного маркетинга.
Я не очень разбираюсь в контенте. И первые эксперименты не были успешными. Поэтому создавать контент для первой версии сайта мне помогала Настя Колесникова. Она хорошо чувствует тренды. В какой-то момент она обратилась к Анне с просьбой написать для нашего социального путеводителя что-нибудь про путешествия и услышала в ответ: «Вообще-то я тоже делаю социальный путеводитель!»
Колесникова организовала нам встречу в сентябре 2011 года. Я как не слишком эмоциональный человек совершенно не волновался, а Анна заметно нервничала. Она даже отказалась показывать нам дизайн своего проекта, меня это немного развеселило. Мы продолжали встречаться в течение месяца, и в октябре решили начать официальное оформление отношений.
|
Мне это объединение было на руку, потому что я понимал: наши проекты примерно в одинаковой стадии готовности.
|
|
Это значило, что мы выйдем на рынок в одно время и начнём охотиться за одними и теми же людьми, то есть бороться за ещё несуществующий сегмент. Для меня важно было обезопасить себя.
Перед началом объединения важно было придумать все возможные ситуации в будущем. Я не боялся, что Аня уведёт команду. Но я не хотел предлагать ей большую долю в проекте и изначально поставил условие: 3% через год. Все опционные отношения я строю именно так: долю в компании сотрудник может получить, только проработав год-полтора и доказав свою лояльность и работоспособность. Количество акций конечно, и если раздавать их сразу, а кто-то может уйти через три месяца, то как потом стимулировать новых людей?
Я составлял договоры о неразглашении — их Аня подписала легко. А вот бумага о том, как мы будем делить имущество, если через три месяца окажется, что работать вместе не можем, вызвала много споров. Юмор в том, что пока спорили, прошло как раз три месяца, и мы сработались.
Тесно сотрудничать мы начали с октября 2011 года, в декабре запустили тестовую версию сайта и по отзывам поняли, что всё нужно переделывать. К июлю 2012 года мы стали больше похожи на Pinterest. Если бы всё это время мы сидели сложа руки и препирались, кому какая доля достанется, время бы ушло, и мы вышли бы на рынок с опозданием и, возможно, не с тем продуктом, который нужен нашим клиентам.
Я очень советую всем, кто ведёт бизнес в России, начать больше доверять людям. Нет ничего страшного в том, чтобы рассказать кому-то свою идею, поделиться видением рынка с конкурентом. Идея не значит ничего — дело в исполнении и грамотном управлении финансовыми потоками.
Фото: Михаил Фёдоров
Благодарим за помощь в проведении съемки кафе «Булка», ул.Покровка, д.19
09/11/2012