Предприниматель поколения Y: как вырастить в себе бизнесмена?
То, что в дипломе нет специальности «предприниматель» – понятно, так как это, скорее, не столько профессия, сколько образ жизни. Люди из разных сфер деятельности могут задуматься о своем деле в любой момент. Что же нужно, чтобы молодой человек сделал шаг навстречу собственному бизнесу? Каковы эффективные формы обучения для него? Какие проблемы встают сегодня перед предпринимателями поколения Y и Z и теми, кто их обучает?
Непонимание цели, завышенные ожидания, поиск идеального инвестора
Андрей Осадченко, вице-президент Московского Клуба молодых предпринимателей и директор тренингового центра Российского государственного гуманитарного университета: На практике мы столкнулись с разными моментами мотивационного толка. То, что выживает только одно из десяти предприятий за первый год, из оставшихся опять одно из десяти за второй год и т.д. – связано с тем, что многие предприниматели не только сталкиваются с определенными проблемами, но и находятся в информационном и социальном вакууме, когда не с кем посоветоваться, проконсультироваться. Им кажется, что возникшая проблема – глобальная, при этом многие страхи надуманы, а развеять их некому. Зачастую им приходится перестраиваться: перестать быть технарем и стать руководителем. А для этого самое сложное, что надо сделать – сломать свой мозг, начать мыслить иначе. Автоматически срабатывает инстинкт самосохранения, и самому это сделать бывает крайне трудно. Например, человек знает, что для того чтобы вырасти, ему нужен кредит. Условия кредитования прозрачны. Он прекрасно понимает, что нужно использовать время и деньги других людей, но срабатывают защитные механизмы, что кредиты брать плохо, опасно. И первое, что он говорит: «У меня 100 тыс. руб. накоплено – может, я лучше их вложу?» Преодолеть страх он сможет только под воздействием тех людей, которые уже это делали, причем успешно. Один из современных учебных форматов, который успешно работает на Западе и который мы внедряем, - программа группового коучинга. Люди могут взаимодействовать друг с другом, получать новые знания и обмениваться опытом. Существует поговорка, что «орлы летают одиноко, а бараны ходят стадами». Так вот мы наблюдаем, что ситуация как раз обратная – орлы начинают летать стадами.
Дмитрий Князев заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы: Обучая предпринимателей, мы стараемся не подменить вузы, а помочь молодым людям быстрее определиться (путь бизнеса – их ли путь) и погрузиться в эту тематику. Для этого мы предлагаем сжатый, компактный формат обучения, где основная цель – познакомить с реальным опытом ведения бизнеса и дать возможность ориентироваться в современной бизнес-среде.
Форм образования существует множество, и все они по-своему эффективны. Главное – чтобы молодые бизнесмены ими интересовались, причем именно те, кому это нужно. Проблема в том, что многие люди не могут сформировать список того, что их интересует, не умеют сформулировать свои желания. Когда «нечто» не получается уложить в понятные форматы, все возможные движения вперед останавливаются:
- Вы не подскажете, по какой дороге мне идти? - спросила Алиса Кота.
- Это зависит от того, куда ты хочешь попасть, - ответил Кот, улыбаясь.
- Куда-нибудь, - сказала Алиса.
Отсутствие целей лишает любого человека, особенно в бизнесе, возможности к чему-либо приблизиться. Не определив пункт дальнейшего назначения, вы не поймете, где находитесь и сколько вам еще идти.
Любое наше действие сопровождается проблемами. И есть те, кто эти проблемы сумели решить. Это хороший сигнал из внешнего мира, что и вы на это способны. Конечно, я не говорю, что все в состоянии создать свой Facebook. Это другая крайность, с которой мы сталкиваемся, когда молодые люди нам говорят «ну, у нас же интернет-проект! Интернет! Это же огромный перспективный рынок!» И начинают проводить сравнение с Google или Facebook, про которые весь мир уже знает. А вот про их проект не знает никто, и мы хотим услышать об их достижениях. Иными словами, вопрос меры в строительстве психологических барьеров – от «я не смогу это сделать» до забывания реальных проблем, которые могут возникнуть при построении бизнеса.
И еще я бы добавил, что при всем том, что я способствую развитию малого бизнеса, мне трудно сказать молодому человеку: «Слушай, ты бухгалтером хочешь быть? Стань предпринимателем!» Я помню себя в молодости – я очень легко мог спрогнозировать, что будет со мной через 10 лет, но не мог сказать, что буду делать завтра. И мне кажется, что это явление до сих пор широко распространенное. Нельзя навязать предпринимательство, потому что решение полностью зависит от самого человека, который в итоге будет за него расплачиваться. Работодателю или вузу надо показать все плюсы и минусы самореализации человека как специалиста, а мы будем рассказывать о том, как замечательно, но как трудно быть человеком свободным, не иметь директора над головой, и вместе с тем нести бремя ответственности при выборе предпринимательского пути. Есть период в жизни, когда можно пробовать. Бизнес в этом плане – такая штука, которую не так легко попробовать, а потом плюнуть и поставить в угол пылиться как гитару. Потому что если вы зашли немного дальше, то уже обросли некоторыми обязательствами: перед партнерами, государством, наемными работниками. Ваше решение должно быть очень взвешенным и взрослым – в смысле зависящим не от возраста, а от степени серьезности решения.
Начинающий предприниматель: У меня вопрос. У нас с командой есть идея. Мы понимаем, как ее реализовать, но есть какие-то подводные камни, с которыми мы можем столкнуться, и потонуть просто от незнания. Например, все нюансы налогообложения. Далее для меня проблема найти инвестора, а именно написать грамотный бизнес-план – чтобы инвестор согласился вложить деньги в мою идею. Да, я понимаю, что нужно расписать плюсы и минусы, риски. То, чему учат в вузах – очень поверхностные знания, общие понятия. Я хочу понять, на что мне нужно опираться.
Дмитрий Князев: Мой ответ вам – перестаньте учиться! Учиться, безусловно, надо, но не обкладывайте себя учебниками настолько высоко, что вы не сможете их перешагнуть и выйти на улицу. Вам нужно написать грамотный бизнес-план? Он может быть тысячу раз неграмотный – важно, чтобы он устраивал одного человека в этом мире – вашего инвестора. Назначьте встречу и поговорите с ним (если он в поле досягаемости) или узнайте о его предпочтениях по различным источникам информации (если встретиться с ним трудно). Напишите то, что он хочет. И сделайте предложение, которое находится в поле его интересов. Ему не важно – хороший вы человек или плохой, ему важно – сумеет ли он на вашем проекте заработать, и когда получит свои деньги. А моделировать абстрактного инвестора и готовиться к встрече с ним – единственным и самым прекрасным в этом мире – можно всю жизнь.
Государственный грант – кому для дела, а кому в карман?
Анастасия Джмухадзе, шеф-редактор видеопортала «Деловая среда», автор и ведущий программ на телеканале «Успех», руководитель медийных проектов Management Development Group: В начале апреля 2013 года в одном из регионов я присутствовала на одном глобальном проекте стартапов и слушала 22 выступления молодых предпринимателей. В итоге ни один из студентов, которые должны были предложить что-то, что могло заинтересовать инвесторов, не представили достойного бизнес-плана или проекта, способного выжить в нормальной конкурентной среде. Создалось впечатление, что все выступавшие пришли получить грант в 100 тыс. руб., и не более того. При вопросе «на что вы планируете потратить эти деньги?» практически каждый второй отвечал «на зарплату программистам». То есть я делаю вывод, что себе в карман. Мое мнение – к сожалению, большинство программ, в том числе и государственных, рассчитанных на гранты и иную финансовую помощь и поддержку предпринимателей, выливаются в то, что молодые люди на этом паразитируют. Есть такие, кто плавно перетекает из одного стартап-шоу в другое – я вижу на разных мероприятиях одни и те же улыбчивые лица, – но никто из них не нацелен на работу с клиентом, с рынком. А вот заставить «хотеть» этого, к сожалению, нельзя. Иными словами я не уверена в действенности образовательных программ для предпринимателей. Сколько из числа выпустившихся в итоге откроет свой бизнес?
Дмитрий Князев: Ставить прямую зависимость «мы вас обучили – должны из этого непременно получить успешный бизнес, иначе верните деньги» неправильно. Можно лишь делать некие прогнозы или ожидания. Это аналогично тому, как устроена система высшего образования. Для нас проблема выдачи грантов стоит крайне остро, так как мы отвечаем за бюджетные деньги. И контролирующие органы с нас спросят – куда дели, какова отдача, результативность. Поэтому эффективность оцениваемых проектов для нас очень важна, и поверьте, отбор проектов происходит очень строгий.
Я бы не попрекнул ни одного предпринимателя за то, что он пошел получать грант. Поиск ресурсов поддержки – часть его работы и верный путь. Но если он ограничивает себя только такими поисками и только в этом видит свой бизнес – это катастрофа. И такому я не дал бы даже 10 тыс. руб.
Андрей Осадченко: Хочу добавить, что от нескольких наших проектов мы подавали заявки на грант. Вывод: иногда проще начальные деньги заработать на рынке и показать инвестору, что с вашим проектом это возможно, чем биться за грант.
Противоречие основных ролей и soft skills
Один мой знакомый в Москве руководил программой обучения. Они с командой собрались, написали бизнес-план, разработали бизнес-модель, нашли инвестора, получили деньги и … через четыре месяца распались. Другой мой знакомый победил на конкурсе в Московском государственном техническом университете им. Баумана с очень качественным проектом. Он собрал команду, нашел инвестора и … через два месяца команда распалась. Не из-за плохой бизнес-модели, а просто потому, что не сработались в команде и плохо построили коммуникации с партнерами. В Москве существует большое количество курсов, которые учат писать бизнес-план, разрабатывать бизнес-модель, выходить на рынок, презентоваться инвестору и т.д., но очень часто людям не хватает банальных навыков performance management (управления командной эффективностью). Люди просто не умеют собирать и мотивировать. А когда денег мало или их вообще нет – это нужно особенно уметь делать. Ведь зачастую долгое время люди работают на голом энтузиазме. А команда – это то, что ведет ваш бизнес.
1. Ожидание красивой жизни и нежелание много делать для этого. Отсюда обилие проектов, связанных с автоматическими продажами. Понятие «люди продают людям» в молодой предпринимательской среде медленно протухает, давится IT-решениями.
2. Отношение с партнерами в бизнесе. Несогласованность решений отпугивает инвесторов.
3. Противоречие основных ролей. Он и предприниматель (активизирует новую идею), и владелец бизнеса (активизирует активы), и менеджер (с задачей правильно управлять активами, операционной деятельностью), и профессионал-предметник. Когда все четыре роли нагружаются на одного, получается некая шизофрения. В итоге человек начинает акцентироваться на том, что ему комфортно, а остальные роли подвисают.
По этим причинам многие отличные идеи «протухают», а отношения с инвесторами заканчиваются взаиморазочарованием. Задача профессионального сообщества тут – помочь молодым своим опытом, примером – ведь многие из опытных предпринимателей уже преодолели эти проблемы и занялись новой – как правильно оформить вывод себя из бизнеса, сохранив ключевые рычаги и кнопки.
Борис Ткаченко, руководитель филиала Международного форума лидеров бизнеса (IBLF) в России: Я бы предложил разграничивать тему обсуждения на работу с молодыми предпринимателями и со стартаперами. Потому что тут существенно разные подходы. Что касается вторых, то я бы особо выделил необходимость комплексности помощи. То есть не только обучение, но и финансирование, консультирование, наставничество. Начиная впервые свой бизнес, они пока еще не знают, чего им не хватает. У нас, например, есть программа «Базовое обучение основам предпринимательской грамотности». Нечто подобное нужно давать всем стартапам, после чего они уже могут самостоятельно выбирать нужное им образование, разнообразие коего сегодня множество. Делая анализ по регионам России могу заявить, что выживаемость бизнеса при таком подходе – 97%. Молодым ребятам же, которые уже ведут свой бизнес, нужно сегодня дать очень простую вещь – они должны обладать информацией, кто, где и чему обучает – нужный выбор они смогут сделать сами.
Материал к публикации подготовила