7 ловушек на пути к успешному бизнесу
От ошибок в бизнесе не убежать никому. Даже опытные и успешные предприниматели ошибаются с завидной регулярностью. Но избежать самых распространенных и глупых промахов - вполне реально даже для начинающего.
Если вы примете на вооружение эти 7 идей - то окажетесь в более выигрышных условиях, нежели половина ваших потенциальных конкурентов.
Партнерство в равных долях
У бизнеса, как и у корабля, должен быть капитан. Традиционно дело начинают с другом, поделив его пополам.
На начальном этапе такая схема выглядит справедливой и правильно, однако по прошествии некоторого времени практически неизбежно возникают проблемы:
Один учредитель самоотверженно работает на благо фирмы, другой филонит. А доли и доходы равные - это неизбежно ведет к конфликту.
Возможности одного (связи, капитал от других проектов) выросли больше, у другого - меньше. Капитан выявляется сам собой, ущемляя самолюбие партнера и его желание работать дальше.
Классика: когда компания зарабатывает первые серьезные деньги, у соучредителей оказываются кардинально разные взгляды на то, куда их использовать.
Конечно, искать партнеров и запускать с ними бизнес - можно и даже нужно. Но нужно и правильно выстраивать с ними отношения - с самого первого дня.
Нежелание анализировать бизнес-идею
Типичная ситуация: предприниматель настолько очарован своей гениальной идеей, что даже не удосуживается с ней как следует разобраться.
В последнее время очень модно делать IT-стартапы. У всех на устах колоссальный успех Facebook Instagram и подобных интернет-проектов. Поэтому очень многие ищут "золотую" идею, которая сама по себе позволит построить успешный бизнес.
Так практически никогда не бывает. Идея сама по себе - практически ничто. Хотя бы потому, что к ней нужно приложить деньги, умения команды и еще дюжину вещей прежде чем удастся создать востребованный продукт. Важно не совершить ошибок.
95% стартапов с огромным трудом проходят точку окупаемости, если вообще до нее добираются. Вспомните об этой цифре, прежде чем пренебречь традиционным бизнесом ради инноваций.
Поэтому как бы ни была внешне привлекательна и блестяща идея, в какой бы вы ни были эйфории от ее рождения - анализировать ее доходность необходимо.
Неверный выбор ниши
Огромное количество бизнесменов ищет нишу, где нет конкуренции. Чаще всего это одновременно и признак того, что там нет денег (исключение - молодые и быстро растущие рынки.
Другой промах, свойственный уже создавшим 1-2 предприятия людям - это попытка выйти на жестко конкурентный рынок, при этом не предлагая ему ничего нового (ни в продукте, ни в маркетинге).
По сути, во втором случае о выборе ниши речь вообще не идет. Подобный подход - просто имитация другой компании. А копии трудно тягаться с оригиналом (который, как правило, имеет налаженную клиентскую базу и отлаженные бизнес-процессы).
Формальный бизнес-план или его отсутствие
Нужно понимать, что бизнес-план нужен не только для получения кредита или демонстрации инвесторам. Собственно говоря, это бизнес-план и настоящий, которым пользуетесь вы сами - две большие разницы. В случае написания "внешнего" бизнес-плана для получения кредита очень важно соблюсти множество формальностей.
Внутренний план - это изложение вашего видения бизнеса и подкрепляющие его расчеты доходности, объема рынка, характеристики целевой аудитории.
Он нужен прежде всего вам. Причем определенную строгую форму выдержать придется - просто вы задаете ее себе сами. Это должен быть документ, все предполагаемые вехи развития должны быть зафиксированы на бумаге.
Смысл прост: это поможет вам скорректировать свои действия если что-то пойдет не так.
Неготовность к "болезням роста"
Когда число сотрудников превышает 20 - 25 человек, работавшая до этого система линейного управления начинает давать сбои.
Причин множество:
Собственник просто не успевает за всем следить, а наем и обучение хорошего менеджера требует времени и денег.
В команду попадают в том числе и случайные люди, работающие хуже "старой гвардии".
Появляются факты воровства и халатности (зачастую - как раз со стороны "старичков", которые уже освоились в документообороте и денежных потоках).
Как результат - рентабельность бизнеса падает. Еще одна типичная проблема этого периода - столкновения между собственниками-партнерами (см. первую ошибку).
К этому времени, как правило, совладельцы разделяют полномочия, к примеру, один занимается финансами и маркетингом, а другой - производством. У того и у другого есть "свои люди" - то есть непосредственные подчиненные.
Эти подчиненные могут вступать в конфликты, что приводит к выяснению отношений между руководителями. То есть поговорка "паны дерутся - у холопов чубы трещат" работает в обе стороны.
Аналогичные затруднения фирма испытывает и при прохождении других переходных периодов.
К ним нужно готовиться: продумывать организационную структуру, четко разделять полномочия, вводить понятную систему мотивации, заранее подыскивать или обучать управленцев среднего звена.
Набор большого количества кредитов
Сейчас банки вполне охотно выдают займы более-менее состоявшимся предпринимателям. Требования к заемщику и условия получения кредита сравнительно мягкие.
В сочетании с другими ошибками, которые повышают вероятность провала и потери дохода, долги по сути затягивают на шее вашей фирмы смертельную петлю.
Чтобы лучше разобраться в этом вопросе - читайте статью "когда нужно брать кредит".
Игнорирование возможностей, предоставляемых банками
Избегать кредитов вовсе - тоже большая ошибка. Заемный капитал в разумном количестве и под разумный процент отлично стимулирует рост бизнеса.
Некоторые предприятия просто не имеет смысла создавать медленно и экономно: нужно начинать, имея определенный капитал для быстрого захвата части рынка.
Без кредитов в этой ситуации никак.
Есть и другие причины, по которым не стоит отмахиваться от заемных средств. Они связаны в первую очередь с личностью бизнесмена.
Оперируя чужими большими деньгами, предприниматель учится работе со своими большими деньгами.
Понимание того факта, что деньги придется отдавать, дисциплинирует и помогает расходовать средства максимально эффективно.
Висящий кредит может стать хорошим мотиватором для интенсивной работы без отлынивания.
Наконец, в условиях тотальной нестабильности отечественной экономики брать в долг куда выгоднее, чем давать. Ведь очередной кризис может свалиться на голову когда угодно. А инфляция в условиях кризиса легко съедает любой банковский процент.
Источник: Кредиты для бизнесаОригинал: http://biznes-kredit.info/nachalo/oshibki.html
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий