Дружба врозь: возможен ли бизнес с друзьями
Памела Скайст-Леви и Гела Нэш-Тейлор не просто две подруги. Вместе они основали компанию Juicy Couture и создали популярную линию одежды на каждый день. А в 2013 году продали компанию за огромную сумму — $195 млн. Но cами радуются не выгодной сделке, а тому, что создали бизнес вместе. Скайст-Леви отмечает: «С партнером по бизнесу вы проводите больше времени, чем с кем-либо... Когда вы вместе, успехи кажутся внушительнее, а поражения не так расстраивают».
Однако это, скорее, исключительный пример. Многие деловые союзы, особенно среди друзей, не выдерживают проверки временем. Если вы подумываете о том, чтобы начать дело со своим другом, стоит задать себе шесть главных вопросов, прежде чем подписывать договор.
Насколько вы доверяете другу?
Если есть дружба, стоит надеяться, что есть и доверие. Но доверяете ли вы своему потенциальному партнеру на 100%? Почти всегда? Доверили бы вы ему свою жизнь? А что будет, если ваш друг совершит серьезную ошибку? Вы сможете его простить? А если это отразится на надежности вашей компании? Если ваш друг имеет склонность обещать слишком быстрый результат и не выполнять обязательства — это еще можно пережить. А если он готов поступиться ради этого принципами и нарушить правила? Взвесьте все за и против.
Какой вклад в имидж бренда внесет ваш партнер?
Вы постоянно занимаетесь совершенствованием имиджа вашей компании, а также ее услуг и продукции. Задумайтесь, что принесет лично ваш друг бренду компании? Опытный топ-менеджер, доцент Школы средств информации и коммуникации Темпльского университета Стейси Харпстер советует: «Убедитесь, что ваш новый партнер полностью понимает принципы вашего бренда, настойчиво воплощает стандарты и последовательно выполняет обещания, данные от имени вашего бренда. Все это жизненно важно для успеха. Не может существовать сильного бренда, если в руководстве нет единого понимания сути компании». Если, например, ваш партнер прекрасно технически подкован, но не организован и неаккуратен с клиентами, это негативно скажется на имидже всего предприятия.
Обладает ли ваш друг важным навыком или преимуществом, которого нет у вас?
В идеале ваш партнер должен предложить то, чего у вас нет. Будьте стратегом в вопросе потребностей, используйте любой ценный навык, будь то опыт руководителя, обширные контакты или опыт работы в известной компании. Бизнес-консультант, специалист по стартапам Джордж Диб советует: «Если вы запускаете новый поисковик и у вас в штате инженер из Google, это привлечет внимание венчурных инвесторов... Венчурные инвесторы оценят ваше умение нанять правильных людей (вы же нашли самых талантливых сотрудников) и умение продавать (ведь эти уникальные сотрудники поддерживают именно вас)». Именно такую команду в руководстве хочет видеть венчурный инвестор, чтобы быть уверенным, что ваш бизнес — это не «театр одного актера». Или одного друга.
У друга сейчас все стабильно в жизни?
Неспроста 60% работодателей проверяют кредитную историю потенциальных сотрудников. То, как человек управляет собственными финансами, безусловно, его личное дело. Но когда речь идет об общем стартапе, финансовые привычки одного могут сказаться и на другом. Ведь ваше финансовое положение становится более уязвивым, о нем становится известно другим совладельцам бизнеса. Ваш партнер не обязательно должен быть богат. Но он должен быть чистоплотным и организованным в финансовых вопросах.
Кроме того, если ваш потенциальный партнер находится в процессе, например, тяжелого развода, то это наверняка скажется на вашем бизнесе. Вспомните не самые спокойные моменты в вашей жизни и насколько вам в такие периоды нужен спокойный и уверенный в себе друг. Вот именно такой человек вам и нужен в бизнесе. Ведь вас ждут самые разные испытания.
Можете ли вы назначить испытательный срок?
Вам стоит устроить дружбе испытание на прочность и поработать вместе над каким-то пробным проектом, прежде чем приступить к полноценной реализации бизнес-плана. Последуйте совету Мелинды Эмерсон, автора книги о том, как за год стать создать собственный бизнес, Become your own boss in 12 months: «Стоит проверить ваши отношения, чтобы увидеть, как вам работается вместе. Вам нужно понять, является ли ваш друг человеком действия или его надо направлять. Есть ли у него потребность руководить? Может ли он при необходимости подчиняться вам?». Пробный проект поможет вам найти ответы на такие вопросы. И это важно сделать до того, как вы окончательно решите вложить силы и капитал в стартап.
Готовы ли вы к негативному сценарию?
Обо всем лучше договориться на берегу. Попробуйте представить, как вы будете общаться, если компания станет чрезвычайно успешной и вы разбогатеете. И конечно, стоит подумать о ситуации, в которой все пойдет не так, как вы задумали. По словам интернет-предпринимателя Мари Форлео, «самые лучшие партнеры заранее знают, что может произойти в самом худшем случае и что делать». Задействуйте юриста в самом начале процесса обсуждений, и он поможет составить соглашение о распределении ролей, инвестиции капитала и стратегиях выхода из бизнеса. Договоритесь с партнером о работе, проговорите все моменты, чтобы в будущем не было неприятных сюрпризов. И тогда вы сохраните и друга, и бизнес.
Думаю, совместный бизнес, предполагающий общие вложения средств, трудозатраты должен быть основан не только на доверии, но и на четких договоренностях "на берегу". Особенно важно это будет, если что-то пойдет не так. Как говорится, друг познается в беде. Так и готовность к негативному сценарию и реакция на проблему или провал может стать критичной для существования любого совместного делового проекта.