Пагубные бизнес-модели и лучшие варианты монетизации для стартапа
Запускающие стартап, часто не подозревают о том, что существует два главных типа бизнес-моделей. Если первый тип улучшает проект, то второй – ведет к гибели. Наилучший пример пагубной модели бизнеса демонстрируют соцсети.
Оказывается, социальные сети зарабатывают катастрофически мало. Один американский пользователь приносит Facebook 5 долларов в год. Причина в следующем... Facebook зарабатывает на демонстрации рекламы пользователям. Сложно встретить человека, любящего рекламу. Для того, чтобы больше зарабатывать Facebook должен показывать рекламы больше. Это прямой путь к тому, чтобы все пользователи разбежались. Таким образом, капитализация Facebook превышает 200 миллиардов долларов не благодаря, а вопреки собственной бизнес-модели. Детище Цукерберга стало счастливчиком, сродни вытянувшему выигрышный лотерейный билет. В свое время Питер Тиль вложил в «социалку» 500 тысяч долларов. Поэтому если никто не стремится вложить в новосозданную социальную сеть такой стартовый капитал, то запускать ее с прицелом на рекламу – пустая затея.
Бизнес-модели, которые улучшают стартапы
Google – самая прибыльная бизнес-модель. Новичкам крайне важно понять суть и механизмы бизнеса Google, чтобы применить их на практике. Основной бизнес гиганта – поиск. Деньги Google получает от рекламных ссылок, которые расположены вверху поисковой выдачи. Эта бизнес-модель делает Google лучше. Деньгами обеспечивают коммерческие запросы. Когда пользователь ищет, где купить автомобиль или квартиру, поисковик тут же выдает релевантные ссылки на продавцов нужного товара. При этом, Google анализирует сайты продавцов по ключевым словам и ссылкам. Но ведь это не означает, что лучший продавец окажется на первой строчке! Не обязательно, что его сайт будет лучшим. У него может быть лучший персонал и условия продаж, однако, Google, по понятным причинам, не сможет этого оценить. В этом случае вступает в работу бизнес-модель. Google предлагает продавцам на аукционной основе приобрести право находиться в первом ряду выдачи. Как правило, заплатит в итоге больше тот продавец, который богаче, а следовательно имеет больше клиентов и качественней их обслуживает. И неважно, по большому счету, лучше он или хуже других. Если у него идут продажи, значит клиент выбрал его. Все остальное философия.
Японский мессенджер Line – «император» стикеров. Еще один пример прекрасной бизнес-модели. У Line не один способ монетизации, однако, остановимся на торговле стикерами. Невероятно, но люди готовы платить деньги за то, чтобы отправить знакомым рисованную картинку. Стоимость не смущает! Наверно для многих очевидно, что бесплатные стикеры больше бы понравились пользователям, чем платные, однако, есть свое «но». Мессенджер половину цены стикера отдает художнику, который нарисует еще партию новых. Если бы они не зарабатывали, то не было бы смысла рисовать, поэтому пользователи имели бы весьма узкий выбор. Потому лучше заплатить за красивую картинку, чем остаться без стикеров.
Grrow.me – социальная сеть свободная от рекламы. Здесь пользователи зарабатывают, путем публикации и распространения интересного контента. Читатели готовы платить только за интересный контент. В свою очередь авторы, которые выкладывают материалы на Grrow.me видят, сколько зарабатывает тот или иной пост и стремятся делать больше полезных материалов. Чем больше интересного контента, тем больше читателей. Социальная сеть становится насыщенней, увеличиваются заработки авторов. Grrow.me не может иметь «потолок» доходов, как Facebook.
Понимание инвесторами того, как бизнес модель способна улучшить стартап, делает новичка весьма соблазнительным для дальнейшего финансирования. Поэтому не ленитесь разбираться сами и детально объяснять инвесторам, в чем прелесть вашей бизнес-модели.
Автор: Алина Веселова