8 принципов, которые помогли мне стать успешным предпринимателем
Еще три месяца назад я работал на нелюбимой работе, неохотно просыпался по утрам и думал, как закрыть образовавшиеся долги с зарплатой в 20 000 руб. Сегодня я строю свой собственный бизнес, просыпаюсь в шесть утра и с нетерпением сажусь за выполнение запланированных на новый день задач. Как мне это удалось?
Полностью изменить свою жизнь мне помогла франшиза компании «Персональное решение». Вот несколько принципов, благодаря которым я стал успешным предпринимателем.
Стройте отношения с людьми вдолгую
Мой профессиональный путь начался в компании PepsiCo, где я четыре года работал торговым представителем в городе Чебоксары. Ротация в компании была серьезная: каждые полгода нас бросали в новой район, приходилось постоянно придумывать какие-то креативные решения, включать мозг, общаться с новыми клиентами. По факту, в новом районе всю работу надо было начинать заново, и так каждые шесть месяцев. Вся эта неопределенность продолжалась почти 2,5 года, за это время я успел поработать на севере, в центре, в новоюжном районе.
В 2014 году в компании произошли определенные изменения: если раньше у каждого вида товаров был отдельный торговый представитель (за соки отвечал один человек, за воду — другой), то теперь один человек обслуживал целую категорию. И вот меня пригласили возглавить направление HoReCa. Теперь приходилось общаться с первыми лицами различных клубов, ресторанов, уговаривать их переходить на премиальные категории соков (менять, например, J7 на «Я»). За год работы на новой должности я добился лучших показателей по продажам — 158% и получил, как сейчас помню, сразу три оклада.
Еще в компании была интересная мотивация: лучший продажник напитка Adrenalin получает в подарок 3D-телевизор стоимостью в 35 000 руб. Победу одержал мой коллега с другого района, хотя он продал всего 42 единицы, а я 325. Но за счет более высоких результатов, в целом, по сравнительному показателю я продал на 2% меньше, чем он.
В 2015 году в компании начались сокращения. К тому моменту я уже отчетливо понял, что устал и больше этим заниматься не хочу. Попросил меня сократить: мне пошли навстречу, хотя провожали с почестями и фейерверками. В качестве «золотого парашюта» я получил пять окладов — 250 000 руб., которые решил вложить в собственный бизнес.
Именно в PepsiCo я познакомился с Русланом, когда-то мы были коллегами, а сегодня я уже вывожу людей на его объекты (мой бизнес — аутсорсинг персонала). Никогда бы не подумал, что мы встретимся вновь, совсем в других амплуа. Мои первые клиенты — знакомые и друзья, с которыми мы познакомились когда-то при обстоятельствах, нисколько не связанных с текущим бизнесом. Так что общаться с людьми всегда надо с прицелом на всю жизнь. Земля круглая. Нормальные уважительные отношения со всеми обязательно помогут вашему бизнесу развиваться.
Не бойтесь провала
Неудачный опыт — тоже опыт. После увольнения я решил запустить собственное кафе. Сначала думал открыть бургерную, но, оценив требуемые вложения, остановился на донер-кебабе и шаурме. Знакомый предложил недорого поставить киоск в сервисном центре, я и согласился. Стартовые инвестиции составили порядка 120 000 руб.: собственные накопления и займы у знакомых.
Мое кафе проработало около года, после чего я продал этот бизнес через «Авито». Причина — низкая финансовая отдача (порядка 20 000 — 30 000 руб. в месяц). Получалось даже скромнее, чем моя зарплата в PepsiCo. А проблем при этом больше: ведение документации, оплата налогов и прочие радости предпринимательской жизни. Зарабатывать серьезные деньги в этом бизнесе возможно в сетевом формате, однако на тот момент дополнительных инвестиций на открытие новых точек у меня не было. В итоге кафе продал за 100 000 руб., пришлось сделать скидку из-за непроходимого места.
После собственного бизнеса возвращаться работать в офис мне не хотелось, и я решил заняться строительством. Собрал бригаду, брал подряды, занимался отделкой. Тогда же впервые познакомился с компанией «Персональное решение» — работал с ними как исполнитель, выходил на заказы. У меня даже было два бригадира, с которыми мы пополам брали заказы. Правда, серьезного финансового успеха так и не наступало, видимо, из-за отсутствия системного подхода. Вроде бы задачу себе поставили, а вот решили не выходить — и не вышли.
Читайте также: Экзамен для бизнесмена: три вопроса, которые должен задать себе каждый
Постоянно инвестируйте в себя
Собственный бизнес — это вопрос развития: нужно постоянно быть в тонусе, читать книги, думать, искать интересные ходы и идеи. Вот, например, смотрите вы телевизор, задайте себе вопрос: помогает ли мне это стать лучше, зарабатывать больше, достигать своих целей? Что я получаю от инвестирования своего времени в телевизор?
Когда-то в решении стать предпринимателем меня укрепила именно бизнес-литература.
В 2018 году я занимался продажами недвижимости, и директор вдохновил меня на личностный и профессиональный рост. Он постоянно повторял мне: «Хочешь развиваться — читай». Так на моей книжной полке оказались «Богатый папа, бедный папа», «Стратегия голубого океана», «45 татуировок менеджера». В какой-то момент я подумал: а чем я хуже? К тому же на тот момент у меня образовались долги, которые я никак не мог закрыть, работая в офисе с 9.00 до 18.00 с зарплатой в 20 000 руб.
Работайте в паре с сильным партнером
Свое дело с нуля — это сложная и дорогая задача. Плюс на старте можно наделать множество самых нелепых ошибок. Зачем так рисковать, когда можно купить уже готовую бизнес-модель? Так у меня родилась идея купить франшизу. В моем первом бизнесе мне не хватило именно поддержки, надежного плеча более мудрого и опытного коллеги.
В мае 2018 года я окончательно решился на покупку франшизы. Выбор стоял между барбер-шопом, потому что это ниша еще не была занята у нас в Чебоксарах, и компанией по найму временного персонала. Первое лучше ложилось в тренд, второе было ближе мне по опыту, ведь несколько лет в строительстве дали мне полное понимание внутренней кухни. В итоге я остановил свой выбор на секторе аутсорсинга персонала.
В шорт-лист попали две компании, одна из которых мой текущий франчайзер — «Персональное решение». Альтернативная компания сразу вызвала у меня подозрение. Телефон у них был зарегистрирован в Казани, а сами, оказалось, работают в Уфе. Позвонил менеджерам и попросился на встречу в офис, начались непонятные отговорки: то в отпуске на два месяца, то уехал. Рисковать в итоге не стал и отдал предпочтение «Персональному решению», тем более что компания работала на рынке с 2007 года и уже успела построить сеть из 253 партнеров.
Доверяй, но проверяй
Как и любой начинающий франчайзи, первым делом я отправился мониторить репутацию компании на просторах интернета. Негативные отзывы, которые встречались в Сети, поначалу смутили меня, и целых два года я обдумывал: стоит все-таки решаться или нет.
Затем я понял простую истину: у любой крупной компании будут свои евангелисты и свои хейтеры.
Чем крупнее бизнес, тем больше «обиженных» на него и тем больше негатива и иногда даже вымысла можно встретить в Сети.
В итоге в июне 2018 года я стал обладателем франшизы «Персональное решение». Первые две недели в бизнесе для меня оказались тяжелыми: я все время метался, и не мог понять, с чего начать. Затем я провел анализ рынка и понял, что в регионе в моей отрасли работает две-четыре компании, главная специализация которых — грузоперевозки, переезды, работа с частными заказчиками. При этом ниша строительных и промышленных подрядов абсолютно свободна. Зачем же было идти в «алый» (конкурентный) океан, если рядом был голубой?!
Найдите свою мотивацию
Кроме бренда и руководства к действию, франчайзер предоставил мне доступ в бизнес-инкубатор «Шаттл». Суть обучения — еженедельные групповые встречи и обсуждение результатов работы. За первые две недели я получил худшую оценку (белый флаг), при том, что у коллег-франчайзи из других регионов уже появились заказы и выручка. Это по-спортивному меня разозлило и замотивировало доказать им и себе, что я чего-то стою. Я начал искать первые заказы, отправлял SMS по знакомым, что теперь занимаюсь персоналом, и в результате смог всего за месяц привлечь три контракта, выполнить ряд разовых работ и заработать более 600 000 руб.
За это время я уже успел совершить свои первые ошибки и выучить определенные уроки. Например, с частными клиентами всегда лучше договариваться на берегу и брать предоплату. Однажды мы договорились выполнить работу за 5500 руб., а заплатили нам в итоге только 3500. Если работаешь с физическими лицами, обязательно проси предоплату, если клиент — юридическое лицо, заполняй все необходимые документы и акты. Не нужно на первых порах браться за контракты с большой отсрочкой платежа, даже если на кону — золотые горы.
Будьте проактивными
Предпринимательство — это системность. Нельзя просто так выставить себе задачу и передумать ее исполнять, важно всегда видеть конечную цель, задачу сегодняшнего дня и уметь приоретизировать бесконечный поток дел.
Также важно быть честным по отношению ко всем контрагентам: и к клиентам, и к сотрудникам. Нельзя позволять себе общаться с людьми, пусть даже и низкоквалифицированными, как с ресурсом, все они личности. Да, они работают руками, а я головой, но это не делает их хуже меня. Нельзя нарушать договоренности: если пообещал платить деньги вовремя — плати вовремя, иначе в нужный момент люди просто не захотят выручить тебя.
Выйдите из зоны комфорта и в личном, и в профессиональном плане
Раньше я жил в кубике с четко очерченными границами и не видел дальше собственного носа. У меня была зарплата в 30 000 руб., определенный уровень затрат, машина — жизнь текла по накатанной. Я зарабатывал деньги на не очень любимой работе, чтобы тут же потратить их на поддержание довольно-таки среднего уровня жизни.
Сейчас я осознаю, что могу зарабатывать не только на свои базовые потребности, но и на давно забытые мечты: путешествие на Байкал, в Италию, Францию.
Очень важно не замыкаться в себе не только в личном, но и в профессиональном плане, постоянно выходить из скорлупы, общаться с людьми из разных сфер.
Нетворкинг — это не быстрый результат, но это очень крутой актив, который в будущем обязательно выстрелит.
Вот раньше я не замечал знакомых и возможности вокруг меня. Простой пример: недавно еду на встречу, вижу девушку, которая рассказывает про свою проблему, что какие-то люди не вышли на работу. Я подошел к ней, задал вопросы. Она оказалась HR-менеджером, и сейчас мы готовим ей коммерческое предложение на вывод 10 человек на постоянную работу. Раньше я бы не осмелился подойти и заговорить с незнакомым человеком, а сейчас не вижу в этом проблемы.
Сегодня мне хочется построить устойчивый бизнес, который будет работать системно и постепенно отнимать все меньше моего личного времени. А еще хочется передать бизнес детям, чтобы они могли продолжать его — такое крепкое семейное дело.
Автор: Александр Шемекеев