Как правильно выбрать работодателя и успешно пройти любое собеседование?
Редко кому удается за всю жизнь сменить всего одно-два места работы и при этом совершить желаемый и плавный карьерный рост. Чаще люди вынуждены переходить с одного места на другое по разным причинам.
Несмотря на очередной экономический кризис в нашей стране, у нас довольно низкий уровень безработицы. Да, работа есть. Но найти хорошую работу очень сложно. То, что сейчас происходит в сфере HR-менеджмента, тоже не совсем понятно. Может быть, и не мне высказываться по поводу системы, но должна же быть обратная связь?
Я как раз из тех людей, кто часто терял работу и все «прелести» поиска нового места работы прочувствовала на себе. А посему — вот связь, а вот я — человек из народа!
На протяжении нескольких лет в некоторых компаниях стабильно происходит следующее: работодатель, стараясь сэкономить, берет на работу кандидата, явно не «дотягивающего» до должности. Обещает на испытательный срок одну заработную плату, а после — очень даже заманчивую.
Кандидат, даже если и отдает себе отчет, что «не тянет» предложенный функционал, но мотивированный хорошей зарплатой, берется за новую работу, уверенный, что за 3 месяца все освоит.
Вот здесь и кроется самое зло: никто учить не собирается!
А по истечению испытательного срока, кандидат, только разобравшись с функционалом и начав понимать свою работу, получает «от ворот поворот»: «Мы не нуждаемся в Ваших услугах. Вы нам не подходите», и т. д.
Подобные работодатели не работают на перспективу, а живут одним днем. Интересно, сколько времени они продержатся на плаву при таком отношении к людям, которые работают на развитие их бизнеса? И о каком личном вкладе в «общее дело», о котором так часто они напоминают, можно говорить?
Не удивительно, что попав 1−2 раза к таким работодателям, даже самые уверенные люди начинают сомневаться в своем профессионализме и собственных силах.
Но! Есть и другие компании: они вкладывают в своих сотрудников, заинтересовывают их программами для обучения, системой мотиваций, стараются вытащить на поверхность лучшие стороны и таланты человека, чтобы он полностью реализовался, тем самым принося прибыль тому же работодателю.
Мое личное мнение, как человека, который имеет большой опыт в поиске работы и участия в различного рода собеседованиях (а работать мне довелось, в основном, в крупных компаниях): работу, достойную во всех смыслах, найти можно!
Для этого необходимо:
- с пристрастием выбирать себе работодателя;
- никогда не терять веру в себя;
- правильный подход к собеседованию — залог успеха!
Без плана — никуда!
1. Сбор информации и проверка. Проштудируйте список известных крупных компаний в вашем регионе. Соберите больше информации: сфера деятельности, сколько лет на рынке, кто основные поставщики и клиенты, какие вакансии открыты, имеются ли программы обучения для сотрудников, системы мотивации. Проверьте все «черные списки».
На данном этапе именно вы выбираете себе работодателя. Ведь вам придется вкладывать свои физические и моральные силы потом. И у вас должно быть желание это делать!
2. Честный анализ. Имеется в виду анализ своих знаний, опыта и талантов на данный момент и то, какое место вы хотите занимать в той компании. Как ни крути, а понимание того, что вы можете принести пользу новому работодателю, придает тонну уверенности!
3. Спокойствие и… юмор. Не воспринимайте собеседование как что-то очень важное в вашей жизни. Это даже не экзамен! Попробуйте представить себя на месте ваших оппонентов. Это просто люди. И им свойственны все ошибки и слабости обычных людей.
Более того, они рады оторваться от рутины, чтобы получить удовольствие от того, как неуверенный в себе кандидат будет «жариться на сковородке» от их заумных вопросов. И, конечно же, они не прочь продемонстрировать свою значимость перед кандидатом.
Представьте все это, когда будете входить в офис, улыбнитесь и не дайте возможности им это сделать.
Читайте также: Вау-эффект: как произвести впечатление на работодателя
4. Подготовка к собеседованию и составление резюме. А вот здесь мой основной лайфхак при приеме на работу. Я заметила, что многие люди не умеют правильно преподнести свой профессиональный опыт. Часто умнейший человек выглядит на собеседовании достаточно блекло по сравнению с блестящим «говоруном-задушевником», обладающим, увы, поверхностными знаниями.
Вы все еще надеетесь, что HR-менеджеры видят людей насквозь и обязательно заметят все ваши глубоко запрятанные таланты? Очень зря! Настоящих профессионалов среди охотников за головами у нас слишком мало.
Продолжаем рекомендации… К примеру, можно сказать о себе: «Я очень хорошо знаю компьютер, быстро и эффективно работаю в офисных программах».
А можно сказать по-другому: «Работаю в операционных системах — Windows XP, Vista, Windows 7, Linux. Уверенный пользователь MS Office (Exсel, Word, Outlook, Access), быстро нахожу любую информацию в Интернете (Opera, Internet Explorer, Mozilla Firefox), эффективно пользуюсь электронной почтой (Outlook Express). Знаю текстовые и графические редакторы (Word, WordPad, PowerPoint, Access, Paint, Excel, Photoshop)» и т. д.
Второй вариант придаст вашему профессиональному опыту больше веса.
Далее нужно внимательно ознакомиться с описанием вакансии, на которую вы предполагаете заявить свою кандидатуру. Зачастую, в ней уже «зашиты» ключевые моменты, из которых вам нужно составлять свое успешное резюме. Также можно найти чье-нибудь резюме, которое будет соответствовать указанному в вакансии функционалу, но в нем чуть более интересно преподнесен профессиональный опыт кандидата, и позаимствовать для себя.
Важно: лучше добавлять в свое резюме только то, что вы действительно умеете, но не знали, как лучше преподнести свои знания. В противном случае, успеха на собеседовании не будет. Проверить вас для приемной комиссии не представляет труда… Так что, не заигрывайтесь.
5. Честность и открытость без фанатизма, но с достоинством! Вам могут задать любые вопросы о предыдущих местах работы.Продумайте ответы заранее. Также желательно предварительно провести анализ успехов: процент выполнения плана в среднем за год, прибыль, принесенная компании в денежном эквиваленте, и т. д.
Важно: помните, что проверка кандидата по предыдущим местам работы обязательна в крупных компаниях!
6. Внешний вид и поведение. Здесь почти без комментариев. Все зависит от того, в какую сферу деятельности вы идете. Белая рубашка и строгий костюм — это прекрасно, но хорошо в банке. Если вы устраиваетесь на работу, где творческая личность — самое главное, весь ваш вид и поведение должны демонстрировать это!
Автор: Ирина Петренко