Учимся продавать себя дорого: советы для тех, кто устраивается на работу
Джеффри Такер – экономист, директор издательства Американского института экономических исследований, интернет-предприниматель. Подбирая нового сотрудника для своей корпорации, он провел собеседование с 30 соискателями, пытаясь найти самого серьезного, ответственного, эрудированного кандидата с необходимыми профессиональными навыками. В результате бесед Такер выявил самые распространенные ошибки и обратил внимание на вещи, которые помогают соискателю предстать в выгодном свете. Его советы будут полезны для всех, кто собирается устраиваться на работу.
Не преувеличивайте свой уровень мастерства
Многие люди пытаются преподнести себя в более выгодном свете, а потому нередко преувеличивают свои знания и умения. Некоторые просто откровенно лгут, что в совершенстве владеют тем или иным иностранным языком, компьютерными программами и т.д., чтобы заполучить желаемую должность. Обман раскрывается очень быстро, когда рекрутер дает тестовое задание, а соискатель не может с ним справиться. Это окончательно перечеркивает любую возможность на дальнейшее сотрудничество. Нет ничего постыдного в том, чтобы признаться в отсутствии опыта и не вводить в заблуждение потенциального работодателя. Поверьте, что после фразы «Я быстро учусь и готов освоить такую-то программу, тем более, что сталкивался с подобными системами ранее» вы произведете положительное впечатление и увеличите свои шансы на получение той или иной должности.
Отвечайте честно и конкретно
Цель собеседования – лучше узнать соискателя и понять, насколько он подходит на ту или иную должность. Двусмысленные и расплывчатые ответы на вопросы вызывают у работодателя тревогу. Нужно быть максимально откровенным, чтобы донести до рекрутера свои ожидания по поводу работы. Например, если по каким-то причинам нет желания устраиваться на полный рабочий день, можно предложить вариант удаленного сотрудничества или частичной занятости, аргументировав свое решение. Если не устраивает зарплата – лучше сразу озвучить сумму, меньше которой вы не будете рассматривать данную вакансию. Если в данный момент вы безработный, рекомендуется сразу сказать об этом и объяснить причину.
Не льстите рекрутеру
Нет ничего плохого в том, что соискатель осведомлен об успехах компании и его сотрудников, но откровенная лесть не понравится ни одному рекрутеру. Возможно, хорошие ораторские навыки и коммуникабельность пригодятся для должностей, предполагающих общение с людьми или связи с общественностью, но для работы, например, программистом, это будет существенным минусом. Менеджеру по персоналу интересны профессиональные навыки, уровень мастерства, а не пустые разговоры. И, кстати, сам работодатель выставляет себя не в лучшем свете, если оказывается падким на лесть.
Будьте естественным
Волнение перед собеседованием – нормальная реакция любого человека, но нужно постараться максимально обуздать свои эмоции и расслабиться. Соискатель, который ведет себя естественно, много улыбается, выглядит доброжелательным и приветливым имеет в разы больше шансов заполучить желаемую должность.
«Во время одного из удаленных собеседований девушка ходила по квартире с наушниками и смартфоном в руках. Она показалась мне невероятно очаровательной и харизматичной», - вспоминает Джеффри Такер. – «Я остался под большим впечатлением от ее естественности и живости».
Задавайте вопросы
Соискателей явно интересуют подробные условия работы, но по какой-то причине они боятся задавать вопросы касательно желаемой должности: то ли стесняются, то ли боятся, что подобные расспросы отпугнут рекрутера. На самом деле каждому работодателю понравится такой подход: если человек интересуется – значит, не соглашается на любые предложения, а присматривается и выбирает наиболее приемлемый вариант. Если же соискатель не задает ни единого вопроса, это говорит о его неразборчивости, безответственности, готовности устроиться «туда, куда возьмут». Таким поведением они занижают себе цену.
Читайте также: Как правильно выбрать работодателя и успешно пройти любое собеседование?
Продавайте себя
«Правильно думать о работодателе как о потенциальном покупателе. Продавец - это вы сами. Вы продаете свои трудовые услуги. В идеале покупатель (работодатель) хочет верить, что получит от работника больше, чем будет выплачено в заработной плате. И, конечно, предполагается, что и сам сотрудник получит неплохую выгоду от сотрудничества» - поясняет Джеффри Такер. – «Возможно, это звучит странно, но подумайте о себе, как о предмете мебели в мебельном магазине, а о работодателе, как о потенциальном покупателе проходит мимо. В ваших силах сделать все возможное, чтобы привлечь его внимание. Вы словно говорите “Выбери меня. Я замечательный, ты будешь доволен своим решением».
Расскажите о своих успехах
В резюме нельзя отобразить все, что хочется, зато собеседование – прекрасный вариант для самопрезентации. Чтобы показать свою креативность, заинтересованность в достижении прогресса, трудолюбие, можно просто рассказать о своих успехах с бывшего места работы: пояснить, как удалось увеличить план продаж, наладить поставки, оптимизировать рабочий процесс и т.д. Самое главное – это поведать о достижениях, которые очень пригодятся на будущей должности.
Выразите свое желание о дальнейшем сотрудничестве
Джеффри Такер отметил, что из 30 соискателей всего один человек в конце собеседования сказал фразу наподобие «Мне очень нравится ваша работа. Надеюсь, что вы выберете именно меня. Думаю, мы оба будем рады нашему сотрудничеству». Удивительно, почему люди не говорят столь очевидные вещи. Возможно, у кого-то есть сомнения насчет зарплаты, условий работы или есть другие предложения. Тем не менее, если вы действительно заинтересованы в получении данной работы, не стесняйтесь высказывать свое мнение. Ведь сказать «нет» никогда не поздно, но для этого нужно услышать от работодателя заветное «да».