Как российские Кулибины зарабатывают на электродвигателях
Свой первый бизнес Даниэль Башмаков запустил еще в 1994 году, а сегодня он владеет группой компаний со штатом в 68 человек и клиентами из числа крупнейших государственных организаций Краснодарского края. Четыре года назад предприниматель решил попробовать себя еще и в роли стартапера — он строит в Краснодаре инновационные электродвигатели и электромотоциклы на их основе.
О своем предпринимательском пути, конструкторских разработках и первых клиентах Даниэль Башмаков, сооснователь компании «Амулет», рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Человек-оркестр
С самого детства, которое я провел в Астрахани, я увлекался математикой и физикой. Технический склад ума и обозначившийся в 1980-х годах тренд на компьютерное программирование привели меня в Таганрогский радиотехнический институт (ныне это Инженерно-технологическая академия ЮФУ), который я окончил в 1986 году по специальности «инженер-математик». В академической сфере я в общей сложности пробыл почти десять лет: получил высшее образование, затем стал аспирантом, а в 1991 году защитил кандидатскую.
Сразу после долгой учебы ушел в собственный бизнес: в 1994 году основал ИТ-компанию по разработке и внедрению различного программного обеспечения в крупные, в том числе государственные, учреждения. Сначала все программы писал сам, был единственным программистом. За 25 лет фирма выросла до штата в 68 человек, включая 14 программистов. Сегодня нашими программными продуктами пользуются более 800 компаний южного федерального округа: например, администрация Краснодарского края, Министерство труда и социального развития Краснодарского края, районные управления образований, больницы, школы и многие другие. У группы компаний есть семь патентов и 18 свидетельств о регистрации авторских прав на программные продукты.
Кроме бизнеса я активно вовлечен в общественную работу: в 2009 году стал председателем Кореновского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», а с декабря 2012-го занял пост председателя Краснодарского краевого отделения. В 2017 году избран сопредседателем регионального штаба партии «Общероссийский народный фронт» в Краснодарском крае.
Стартап с нуля
Новый высокотехнологичный стартап «Амулет» начался для меня в 2014 году с идеи моего партнера Владимира Петрова. Именно он долгое время занимался разработками в сфере электроприводов для легких транспортных средств — мотоциклов и квадроциклов. Мы подключись к его идее, помогли с разработкой программного обеспечения и инвестициями в проект. Сегодня компания «Амулет» производит инновационные электродвигатели, усовершенствованные батареи и контролеры, а также готовые продукты на их основе — электромотоциклы.
Конечно, в России мы не единственные производители электродвигателей, однако наша разработка принципиально отличается от аналогов: она легче, мощнее и в 1,5-2 раза дешевле, чем у западных конкурентов.
Плюс мы разработали, изготовили и запрограммировали новый контроллер управления, представляющий собой сложный программно-аппаратный комплекс. Математическая модель, положенная в основу работы устройства, позволяет мгновенно изменять мощность на валу двигателя, тормозить за счет двигателя, заряжать батарею при движении под уклон, следить за скольжением колеса и экономично расходовать энергию. Многие из этих функций до сих пор недоступны даже в продвинутых западных аналогах.
Первоначальными инвестициями в «Амулет» стали оборотные средства моего основного бизнеса. За четыре года суммарно мы вложили в проект более 30 млн руб. В серийное производство наши разработки пока не запущены, поэтому стартовые вложения до сих пор не окупились. В настоящее время мы ведем переговоры с инвесторами об организации серийного производства, затраты на которое, по нашим расчетам, сможем вернуть за три года. С 2014 года мы сумели зарегистрировать семь патентов на полезные модели и собрать опытные образцы.
Самой большой проблемой на старте бизнеса стали кадры. Собрать команду профессионалов в этой области в России непросто — готовых специалистов практически нет. Поэтому мы искали людей по рекомендациям, на профильных форумах, использовали и объявления. Всех новичков обучали самостоятельно. Сегодня в команде уже 12 высококвалифицированных специалистов. В «Амулете» запущено собственное конструкторское бюро и две производственные площадки в Москве и Краснодарском крае. В производстве используются только современные технологии и оборудование, ЧПУ-станки, лазерная резка металла.
Читайте также: Гастрономический стартап или чем занять себя на три года?
Закрытый показ
Пока шло тестирование пилотных образцов, рекламой мы не занимались, инвестировали все силы и средства в качество конечного продукта. Себестоимость опытных образцов в разы выше серийных изделий, но уже сейчас у нас много желающих приобрести наш электропривод и электромотоцикл.
Круг наших клиентов довольно широк: это владельцы мотоциклов, велосипедов, квадроциклов, планеров и других транспортных средств (желающие переоборудовать их в электрические), полицейские, лесники, военные, мотоспортсмены, байкеры, спортивные клубы. А также компании, выпускающие беспилотные летательные аппараты, электромотоциклы, электромобили, элекробусы и трамваи.
Целевой потребитель нашего электротранспорта — это инноватор, любитель драйва, желающий получать положительные эмоции от обладания технологичным видом транспорта российского производства. Он живет на разных континентах и для него электромотоцикл из России — это круто.
К нам приходят заявки на покупку электромотоциклов и из других стран, как от частных лиц, так и от компаний, готовых заключить договора о сотрудничестве по продаже и обслуживанию техники марки Deller из Бельгии, Франции, Казахстана, Ливана, Франции, Египта и Афганистана.
Сейчас в работе у нас уже два контракта, связанных с разработкой электроприводов для беспилотных летательных аппаратов разной массы. Один контракт с компанией «Русская механика» на разработку электропривода для квадроцикла мы уже завершили. Заказчику передана документация, опытный образец показал отличные характеристики, ведется подготовка к постановке электрического квадроцикла в серию. Также у нас более десяти технических заданий на разработку элетроприводов — от электровелосипеда до троллейбуса — проходят разные стадии обсуждения.
Все эти заказы мы получали благодаря участию в выставках, тест-драйвам, собственному сайту и социальным сетям. Именно эти инструменты мы планируем использовать и дальше, привлекать заказчиков на разработки и приобретение готовых электроприводов и электромотоциклов.
Планы на будущее
На первом этапе мы планируем запустить в серийное производство электромотор и контроллер. После этого будем расширять линейку в сторону увеличения и уменьшения мощности. Продажи электроприводов мы планируем начать раньше, чем продажу электромотоциклов. Во-первых, спрос на комплектующие выше, во-вторых, на запуск их серийного производства нужно меньше времени, в-третьих, наценка на такую продукцию выше, чем наценка на такой же электропривод в составе готового продукта.
Краснодар и его центральные улицы ежедневно стоят в пробках, сжигая и выбрасывая СО2 и загрязняя воздух. Курортная зона побережья Черного моря и Кавказский заповедник — идеальное место для развития и использования экологически чистого вида транспорта: электромотоциклов, электроквадроциклов, электроскутеров, электромобилей и электропланеров. Для размещения завода в регионе есть производственная база с девятью зданиями общей площадью 3 486кв. м и земельным участком в 3 га, в долгосрочной аренде на 49 лет, расположенная в городе Кореновск Краснодарского края. Теперь для организации сборочного производства нам необходимы инвестиции в размере 350 млн руб.
Автор: Елена Тимохина