Как создать 3D-бетон и продавать изделия из него по всей России
Яна Санягина несколько лет назад начала производить изделия из нового высокотехнологичного материала — 3D-бетона. Развить проект ей помогли гранты местного правительства и научные разработки. Сегодня ее компания возглавляет архитектурные проекты по России и в странах ближайшего зарубежья, планирует запуск инновационных продуктов и развитие нового франчайзингового направления.
О необычном производстве и направлениях работы Яна Санягина, разработчик продукта 3D-бетон, рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Бизнес-инкубаторы и поддержка правительства
После школы я поступила в Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Специальность «производство строительных материалов, керамики и вяжущих» была выбрана случайно: на потоке оставались бюджетные места и можно было бесплатно поступить с медалью.
На четвертом курсе я начала заниматься научной деятельностью, после пятого — поступила в аспирантуру, но диссертацию так не дописала и не защитила, так как ушла в производственную деятельность.
После первого года учебы в аспирантуре я приняла участие в форуме «Селигер» и решила воплотить научный проект в жизнь, а не продолжать научные исследования. Позже я несколько лет работала в региональном центре содействия инновациям и поддерживала молодых предпринимателей.
Без участия в форуме на Селигере и в киберкубе «Сколково», на котором собралось более 200 молодых российских ученых, не было бы бизнеса, именно там пришло твердое понимание, что нужно реализовывать проект, а не заниматься «писаниной» дальше. Без обучения в «Бизнес Молодости» мы бы не вышли на тот уровень развития, на котором сейчас находимся.
Самыми первыми вложениями в организацию производства были гранты областного правительства.
Мы выиграли все, что было можно, — 200 000, 300 000 и 500 000 руб., затем по мере развития привлекали деньги из других источников, в том числе вкладывали собственные средства.
Региональное правительство на первых этапах поддерживало нас абсолютно во всем: предоставляло гранты на открытие производства, давало льготные помещения в бизнес-инкубаторе, спонсировало обучение и участие в выставках по всей России.
«Мы сэкономили меценату 20 млн рублей, придумав 3D-гранит»
У нас много успешных проектов. Например, мы изготовили огромные семиметровые декоративные решетки в два этажа, которые, помимо прочего, являются самонесущими, изготовили трехметровый памятник «Книга», причем на памятник сами искали финансирование полтора года.
В конце концов нам помог губернатор Пензенской области. Мы изготовили постамент для памятника Куприну в городе Наровчат — это более 300 тонн бетонных блоков с фактурой натурального гранита, его мы с успехом заменили, сэкономив при этом порядка 20 млн руб. меценату. Так родился 3D-гранит.
Применяемые в производстве составы, разработанные под руководством моего профессора Калашникова, прочнее аналогичных немецких и японских разработок.
Наши партнеры — все архитекторы и дизайнеры, чьи проекты мы реализуем, рекламные агентства и проектировщики-конструкторы сложных зданий и мостовых сооружений. Наилучший эффект при продвижении дает контекстная реклама, основная масса клиентов приходит из поисковых систем по различным запросам. Мы пробовали самые разные способы — и холодные звонки, и рассылки, и размещение на рекламных площадках, но остановились на контекстной рекламе.
За счет большого количества разных направлений мы не чувствуем сезонность. То, что мы производим для строителей — фасадный декор, малые архитектурные формы, облицовочные панели — конечно, пользуется большим спросом в теплое время года. Зимой у нас самый пик заказов по сувенирной продукции и церковному убранству к Новому году и православным праздникам.
Налаженный сбыт в любом городе-миллионнике
Какие-то из наших направлений хорошо развиты в России: например, архитектурный декор и малые архитектурные формы, скульптуры. В этой нише цена уже сложилась и есть очень достойные игроки-конкуренты. В других направлениях, таких как тонкостенные фасадные решетки и панели, интерьерные и сувенирные изделия из бетона, у нас есть конкуренты только за рубежом. Что касается 3D-гранита, сэндвич-панелей из высокопрочного бетона, плит ж/д переездов и несъемных большепролетных опалубок для мостов, то в этих направлениях мы однозначно пионеры.
Мы с легкостью можем наладить сбыт в любом городе-миллионнике. Сейчас из Пензы мы поставляем продукцию не только в Москву и Московскую область, на которые приходится 80% всех заказов, но и в Ростов-на-Дону, Чебоксары, Смоленск, Саратов и многие другие города.
К нам обращаются дизайнеры, архитекторы, строители, рекламные агентства и частные лица. Поступали заявки из многих городов России и стран ближнего зарубежья, сейчас мы плотно работаем с Владивостоком, Екатеринбургом и Нижним Новгородом. Сейчас в обработке заявки из Минска и Астаны.
Схема передачи технологии выглядит так: мы проводим исследование сырья в том регионе, откуда пришла заявка, — сначала заявитель присылает описание, затем мы просим прислать образцы, после этого подбираем составы бетонов под продукт, который заявитель собирается производить. Основная составляющая смеси — местное сырье, а концентрат мы готовим на своем производстве.
В основе технологии — многолетние труды кафедры
В ближайшей перспективе мы планируем запуск продаж новых промышленных продуктов, таких как сухие высокопрочные смеси, тонкостенные бетонные облицовочные и сэндвич-панели, железнодорожные переезды, несъемные опалубки для мостов, щелевые полы животноводческих хозяйств.
С обычным бетоном сравнивать наш материал я бы не стала, на рынке есть более близкий аналог — стеклофибробетон, который используется для производства архитектурного декора.
3D-гранит создавался не для получения более декоративных свойств, наша задача была — превзойти натуральный гранит по прочности и долговечности, и мы с ней отлично справились.
В 2012 году мы начинали с производства тротуарной плитки, уже в следующем году работали на полную мощность по этому направлению, в 2013 году произвели два первых объекта из 3D-бетона и с 2014 перешли на новое направление. Сейчас мы поставляем изделия из 3D-бетона по всей России и прорабатываем другие продукты, в частности сухие смеси, которые уже планируется поставлять на экспорт.
С обычным бетоном нас нельзя сравнивать: бетон оценивают кубами, мы продаем квадратами, в сравнении со стеклофибробетоном наша цена является среднерыночной.
Все само собой сложилось, я развивала свой проект маленькими шагами. В нужный момент находились нужные люди, в Пензе сильный строительный ВУЗ и художественное училище, поэтому с кадрами проблем не возникало.
3D-бетона бы не было без учебы в аспирантуре. Основы технологии были взяты из многолетних трудов кафедры и доработаны на производстве с помощью моего профессора Владимира Калашникова. Большую роль в развитии 3D-бетона сыграл архитектор Сергей Пивиков, он разработал технологию создания форм и моделей для будущих изделий.
Автор: Кристина Шперлик