Морис Юинг: Почему умных не берут на работу
Умные люди часто не могут найти работу. В чем проблема? Бизнес-консультант, специалист по риск-менеджменту Морис Юинг, кажется, нашел ответ на этот вопрос
«Долгие годы меня поражал тот факт, что мои самые умные друзья и знакомые с трудом находят себе работу. У них есть огромный опыт, личные достижения, престижное образование, но при этом многие из них нередко страдают от слишком длинных, болезненных периодов безработицы, когда даже приглашения на интервью приходят не часто.
Но однажды я наткнулся на статью о том, что «умные люди» (то есть люди с повышенными интеллектуальными способностями) зачастую оказываются жертвой собственных предубеждений. Принимая решения, они больше других склонны доверять своим внутренним инстинктам. В результате они совершают больше логических ошибок, чем большинство из нас, простых смертных. Например, умные люди более мнительны — они видят, как другие относятся к ним с предубеждением, но не замечают этой черты характера у самих себя.
Я задумался над тем, как это открытие может объяснить бедствия моих очень умных друзей и их трудности с поиском работы, и вдруг меня озарило. А может быть, все дело в том, что предубеждения мешают им правильно представить себя потенциальным работодателям? Может быть, их высокий интеллект на самом деле является препятствием на пути профессионального роста?
Я решил внимательно посмотреть на их резюме и профили в профессиональных соцсетях. И вот что я обнаружил:
1. У многих умных людей, сидящих без работы, резюме и профили не выглядят так, как будто они активно ищут эту работу. За долгие годы корпоративной жизни я ясно понял одну вещь — отделы кадров любят распределять людей по полочкам. Если заголовок вашего резюме или профиля в LinkedIn стандартный, например «финансовый директор», вас легче понять, найти и, в конце концов, нанять. Даже если вам нравится нынешняя работа, хедхантеры все равно будут к вам обращаться с предложениями.
А если у вас там написано что-то непонятное (пусть даже это непонятное на самом деле гораздо лучше описывает вас и ваши способности), например «финансовый волшебник», тогда вас, скорее всего, никто не заметит. Хедхантеру придется потратить гораздо больше времени, чтобы внимательно прочитать ваш профиль и понять, есть ли у вас необходимые навыки и опыт. Кроме того, ваше резюме в любом случае не попадет в выдачу результатов поиска по ключевому слову. В итоге многие умные люди, подчеркивающие свою особость в резюме, сильно сокращают шансы на то, что их вообще кто-нибудь заметит.
2. Резюме и профили умных людей часто слишком длинные и детальные. Один из побочных эффектов высокого интеллекта — способность делать больше за меньший срок. Нередко можно увидеть, как резюме, описывающее 10 лет карьеры «умника», занимает столько же страниц, сколько резюме обычного человека за 20 – 30 лет карьеры. Проблема в том, что этот избыток информации плохо представлен.
Когда умный человек начинает скрупулезно перечислять все свои навыки, способности, достижения и опыт, хедхантер оказывается перегружен информацией и не может быстро найти то, что ему нужно. Более того, длинные, детальные резюме оставляют неприятное впечатление от человека, который начинает выглядеть слишком назойливым. Лучше говорить кратко и по сути, выделять основное — опыт работы, навыки, умения и образование в логическом порядке.
3. Умные люди часто слишком узко оценивают свою специализацию, тем самым уменьшая круг потенциальных работодателей. Не раз бывало, что я радостно рассказывал об открытых вакансиях своим умным безработным друзьям, будучи уверен, что работа подойдет им идеально, а в ответ слышал одно и то же: «Я не эксперт в этой области».
Это консервативное мышление порождено уверенностью в том, что каждый должен постоянно находиться в некой комфортной зоне и менять работу без резких движений по карьерной лестнице. Вполне естественный, понятный подход, но не профессиональный, он ведет в никуда. Если человек отвергает любые предложения о работе, которые не идеально совпадают с его опытом, он, скорее всего, так и останется безработным.
Если действительно хочется найти работу, комфортную зону придется покинуть. Личный опыт может пригодиться, но только до определенной степени.
4. Умные люди предпочитают выражать себя делами, а не словами. Многие из умных людей, с которыми я знаком, достигают на работе очень высоких результатов, намного выше средних. За них громко говорят их дела, и слова уже не нужны. Тем не менее, хотя при найме ключевым критерием отбора, конечно, является способность человека выполнять требуемую работу, кандидатам необходимо пройти собеседование, прежде чем они смогут на деле показать, на что способны.
Умникам надо научиться рассказывать о своих достижениях, талантах и умениях в сжатой форме, причем так, чтобы работодатель сразу понял, чем они смогут быть ему полезны. Нельзя почивать на лаврах былых достижений, надеяться на то, что кто-то будет читать их длинные, подробные резюме и без устали ими восторгаться.
5. Умные люди часто слишком скромничают. Несмотря на карикатурные представления о несносных типах с Уолл-стрит, которые занудно и долго рассказывают о себе, большинство настоящих умников на самом деле совсем не видят в себе какой-то исключительности и не воспринимают себя как слишком умных. Большинство людей с высоким IQ полагают, что они «нормальные», что все люди вокруг ведут себя и думают точно так же, как они. Только со временем они начинают понимать, что их действия часто «странны» для окружающих — например, привычка читать по вечерам романы на древнегреческом.
Неприятным следствием этого заблуждения является неспособность умных людей подчеркнуть свои исключительные особенности и навыки, четко выразить их. Они также не умеют говорить (или писать) о своих достижениях так, чтобы хедхантеры среагировали на стандартные ключевые слова, которые им хочется услышать (или чтобы их находили поисковые машины).
Эта избыточная скромность происходит не от недооценки собственной квалификации (то есть неуверенности), а от незнания и непонимания того, какие качества «остальной мир» считает важными в подходящем кандидате.
В итоге получается, что умным людям надо стать чуть умнее, если они действительно хотят найти работу, и научиться представлять себя миру!»
Автор — Морис Юинг, СЕО и основатель консалтинговой компании RiskKnowledge
Текст: