Когда мама – предприниматель: как совместить бизнес и семью?
Ситуация, когда женщина одновременно растит маленьких детей и занимается каким-то делом, сегодня уже не редкость. Многие не готовы на несколько лет выпасть из делового сообщества, чтобы заниматься исключительно детьми. А в некоторых случаях у них просто нет выбора: либо нужно финансово содержать семью, либо такие условия диктуют работодатели.
Иллюзии и реальность
Моя история началась семь лет назад, когда я впервые стала мамой. В тот момент я еще училась в университете. Последний курс, грудной ребенок и моя энергия, которая просто не давала мне спокойно сидеть дома в декретном «отпуске». Тогда о бизнесе еще не было и речи, поэтому я пошла работать по найму. Выбирать было сложно, ведь мне подходил только свободный или гибкий график, позволяющий совмещать работу, семью и учебу.
Я устроилась в торговую компанию по реализации кофе. Эта работа не просто приносила мне финансовую отдачу, но и помогала приобретать навыки в торговле, продажах, коммуникациях с клиентами. Моя должность, требовавшая все больше и больше времени, ребенок, университет, супруг, работавший в другом городе по графику 5/2, и множество домашних дел: все это нужно было уместить в свою неделю. Так, к моим профессиональным навыкам добавилось искусство тайм-менеджмента и креативное мышление.
Давление обстоятельств обычно заставляет нас активно думать, искать нетрадиционные подходы и принимать смелые решения. Для меня таким решением стало открытие собственного дела! В 2014 году, без денег, опыта и знаний, я запустила в родном городе студию фотопечати. Эта ниша всегда была мне симпатична, и я справедливо рассчитала, что, занявшись любимым делом, буду получать от процесса работы только удовольствие.
На старте мне казалось, что бизнес обеспечит мне много свободного времени на себя и семью. Я и представить себе не могла, что, поставив точку на карьере «по найму», я не освобожу, а, наоборот, заберу у своих близких еще примерно три часа времени в день. Отсутствие стартовых инвестиций заставило меня делать все самой. С каждым днем усталость накапливалась. Муж, возвращавшийся на выходные, вместо отдыха, проводил все дни в студии, заменяя меня. Семья стала трещать по швам от нервозности обоих родителей. Было сложно, но мы решили не сдаваться в надежде на счастливое «вот-вот будущее».
Читайте также: Панацея от усталости. Как совместить роли начальника, матери и жены
Психологические барьеры
Первый наемный сотрудник — глоток свежего воздуха. Только через полгода напряженной работы и стремительно ухудшающихся отношений в семье, мы, наконец, решились делегировать часть обязанностей внешнему человеку. Шли к этому долго: сначала в студии стал появляться мой брат, который давал нам редкие «дни перезагрузки». Но сидение в офисе в ожидании клиентов доставляло нашему родственнику не слишком большое удовольствие. И кроме как нанять человека со стороны, выхода не было.
Решение о найме — одно из самых тяжелых для меня с психологической точки зрения.
Во мне жил подсознательный страх, что человек, всему научившись у нас, увидев и освоив все секреты производства, уйдет и откроет конкурирующую фирму рядом.
И этот страх, этот барьер только отнимал мое время, которое я могла провести с собственным ребенком. Понимание этой очевидной сейчас ошибки пришло ко мне не скоро: сначала я делегировала сотруднику только прием заказов и фотопечать, а изготовлением сувениров по-прежнему занималась сама.
С переездом фотостудии в современный торговый центр мы стали работать семь дней в неделю с 10 до 21 часа. И это потребовало от меня ежедневного приезда в студию для выполнения заказов по сувенирке. Бесконечно задерживаясь на точке, мы с мужем окончательно потеряли понятие «семейного времяпрепровождения». Это мы работали на бизнес, а не наоборот. Я уже не говорю про домашние дела и воспитание от мамы-предпринимателя и папы. Эти пункты становилось все сложнее и сложнее включать в наши графики.
Правильные решения
После рождения второго сына мне пришлось некоторое время работать из дома: постоянно отвечать на телефонные звонки, выполнять работу дизайнера, вести группы в социальных сетях, принимать заказы и общаться с клиентами. Я сильно переживала тот факт, что наемный сотрудник никогда не сможет делать все так же качественно, как руководитель. А руководитель, то есть я, находится дома.
Но, наконец, в нашей жизни начались правильные решения. Мы все-таки наняли второго сотрудника. Теперь мы с мужем могли приходить в студию, поскольку ребята работали по графику 2/2. Плюс я решилась обучить коллег всем секретам профессии: созданию дизайн-макетов и изготовлению сувениров. И результаты не заставили себя долго ждать: скорость выдачи заказов и количество обслуженных клиентов возросли, что повлекло за собой и рост выручки.
Наконец, я стала видеть и другую сторону должности «мама — предприниматель». У меня освободилось много времени, которое я вкладывала в семью, детей и, конечно же, в себя. Мы стали отдыхать, ездить на образовательные программы, на крупные форумы, где могли не только получать новые знания и инструменты развития бизнеса, но и общаться с другими предпринимателями, обмениваться опытом, вдохновляться.
В этом году мы решили делегировать сотрудникам еще одну услугу — фотопечать на холстах. И несмотря на вернувшиеся опасения, мы сразу наняли мастера.
Человек, которого мы взяли в команду, был нам хорошо знаком — мы периодически работали с ним раньше, но в решающий момент я снова засомневалась. А вдруг он будет делать что-то неправильно? А если его работа не будет идеальной? А вдруг он не найдет общий язык с коллективом? Хорошо, что у меня было мало времени на обдумывание, нужно было принимать решение быстро.
В итоге за месяц автономной от нас с мужем работы бизнес показал отличный результат: команда сработалась, выручка стабильно растет. А мне остается только сожалеть, что на все это мне потребовалось целых четыре года. Теперь в планах запуск второй точки в областном городе Тула до конца этого года.
Мой совет все работающим мамам — делегируйте и закольцовывайте бизнес сразу. Уделяйте время семье и детям, ведь им важно видеть дома свою любимую маму, а не приходящую–уходящую тетю. Вкладывайте свой опыт и знания, а не только время, в свою команду, держите руку на пульсе. Действуйте, не задумываясь о возможном негативном результате, и тогда вы почувствуете вкус от своих возможностей в жизни.
Автор: Анна Артюшина