«Начинайте с простых вещей и низких бюджетов»
Шесть принципов ведения бизнеса сооснователя торгового центра Wikimart Максима Фалдина
Wikimart — гигантский торговый центр в интернете, предоставляет технологические площадки и поддержку онлайн-магазинам. Запустив проект в 2009 году, Максим Фалдин и его коллеги добились впечатляющего размаха: в Wikimart сегодня представлено больше 2 млн товаров 4000 магазинов. Не упустить тренд — один из главных принципов ведения бизнеса совладельца интернет-гипермаркета.
Не забывайте о «халяве»
На главной странице сайта мы всегда показываем товар, который у нас стоит дешевле, чем во всем Рунете. Этот товар меняется раз в неделю, или раз в три дня. Иногда продаем товары с отрицательной маржей, иногда делаем бесплатную доставку. Иногда проводим акции-распродажи себе в убыток. Но мы знаем, что спустя некоторое время мы этим же покупателям при помощи рассылки предложим интересный товар и окупим затраты.
Не «привязывайтесь» к датам
Я бы поостерегся запускать магазин не в сезон (условно: в июле, если это не магазин садовых инструментов). Но открываться в «высокий сезон» — к каким-то датам, праздникам тоже не стоит. Просто потому, что продукт никогда не бывает готов на 100%. Например: мы договорились открыть магазин 1 декабря, чтобы захватить весь предновогодний период. Но 15 ноября — тоже сезон. И лучше запустить не совсем доработанный продукт 15 ноября, чем 1 декабря, пусть и с улучшениями.
Варьируйте способы продвижения сайта
Как только у вашего интернет-магазина появилось доменное имя, повесьте скромную текстовую страничку и займитесь продвижением сайта. И только потом делайте дизайн. Потому что над дизайном можно работать и два месяца, и полгода, а продвижение должно идти непрерывно.
Какие бы онлайн-продажи вы ни вели, необходимо делать раскрутку в поисковых системах. Не факт, что это станет основным источником трафика, но делать надо в любом случае. Плюс — контекстная реклама, SEO…
Для каждого товара, ассортимента свои способы продвижения магазина — единого стандарта не существует. Если, например, у вас какое-то специальное предложение, ориентированное на узкую аудиторию, скажем товары для собаководов, то главным способом продвижения станет, скорее всего, e-mail-рассылка.
Ищите недорогой дизайн
Я видел отличные дизайны и за $1000, и за $5000. Думаю, что для начинающих компаний супердорогие дизайны не нужны, тем более что через три-четыре года дизайн сайта все равно изменится. Начинайте с простых вещей и низких бюджетов.
Лучше тратить деньги на продвижение сайта, на бизнес-процессы. Когда человек создает онлайн-магазин, он иногда думает о сайте как о «картинке». Но это верхушка айсберга, наконечник. На самом деле, все, что «под водой»: склад, служба доставки, служба обработки заказов, колл-центр, управление ассортиментом, стоит гораздо дороже, чем кажется «на поверхности».
Помните о балансе дисциплины и драйва
В теории, если ты правильно мотивируешь работников, то они хорошо работают, а значит, у магазина хороший сервис. На практике все сложнее: необходимо выдерживать правильный баланс между дисциплинированностью сотрудников и драйвом, получаемым ими от работы. Людям нужна определенная свобода в принятии решений. Подобный баланс нам в колл-центре, например, скорее удается выдерживать, а вот в службе доставки пока еще перекос в сторону дисциплины.
Не упускайте тренд
После кризиса 2008 года развитые страны стагнировали, и иностранные компании стали вкладываться в хорошо развивавшийся интернет-бизнес третьих стран (Бразилия, Индия, Китай, Россия). Мы одними из первых российских компаний поймали этот тренд. Среди наших инвесторов — ряд крупных иностранных компаний.
Сейчас российский интернет-ритейл растет на 30% в год. И я прогнозирую, что в ближайшие два-три года произойдет ускорение этого роста до 60–80% в год. Будет то же самое, что произошло в Индии полтора года назад, в Китае — пять лет назад.
За это время крупные игроки должны решить основные покупательские проблемы, и страх людей перед интернет-покупками (в основном он связан с ошибками в логистике интернет-магазинов) исчезнет. В Сети начнут покупать массово. Это станет новым трендом в интернет-ритейле, который не стоит упускать.