Нервно мыслящий: пять антистресс-приемов для предпринимателя
Стресс — частый спутник предпринимателя на всех стадиях развития бизнеса. Сначала страхи, получится ли, а как пойдет работа, справлюсь ли я с нагрузкой, будут ли продажи? Позже — тревоги по поводу договоров, сроков поставок, отгрузок и сервиса.
Стресс полезен в меру
Средства массовой информации настаивают: стресс вредит здоровью и с ним необходимо бороться. Но так ли нужно тратить силы на борьбу со стрессом, если осознать, что благодаря ему человек приспосабливается к меняющейся действительности? В разумных количествах он нужен и даже полезен. Однако нельзя отрицать, что жизнь в постоянном напряжении тоже имеет побочные эффекты: усталость, чувство загнанности — и до вполне ощутимых физических болезней недалеко.
Насколько стресс губителен для нас, зависит ровно от того, что мы думаем по этому поводу. Психолог и профессор Стэнфордского университета Келли Макгонигал в своей книге описала, как на выборке 30 000 взрослых в США изучали влияние стресса на продолжительность жизни. Людям задавали два вопроса: «Насколько сильный̆ стресс вы испытывали в последний̆ год?» и «Считаете ли вы, что стресс вредит вашему здоровью?». Через 8 лет выяснилось, что высокий уровень стресса увеличивает риск преждевременной смерти на 43%. Но также и выяснилось, что это справедливо только для тех, кто считает стресс опасным.
Если научиться отслеживать и перехватывать на лету негативные привычки мышления, есть шанс превратить стресс в своего союзника. Какие же это привычки?
Записывать хорошее
Негативная фильтрация — это фокусирование только на отрицательной стороне ситуации, своего рода черные очки, через которые человек смотрит на жизнь. Например, в ходе переговоров предприниматель подписал контракт, но услышал неприятное замечание от заказчика. И затем, анализируя события дня, он как бы не замечает то хорошее, что случилось, а сосредотачивается только на критике в свой адрес.
Наш мозг так устроен, что помнить отрицательные события мы будем дольше и в подробностях. Негативное мышление мы приобрели в результате эволюции, ведь когда-то мы были вынуждены ждать угрозу из всевозможных источников и находились в постоянном напряжении. Времена изменились, а привычка осталась. Так вот, практика внимательности (или майдфулнес) поможет наработать новый навык позитивного мышления. Для этого достаточно завести дневник (а можно даже не заводить и делать записи прямо в рабочем ежедневнике).
Просто в конце дня записывайте три позитивных события, которые произошли с вами за день. По данным исследования Мартина Селигмана, основателя позитивной психологии, те, кто вел дневник позитива, становились на 10% счастливее.
Ловушка перфекциониста
Мы часто привыкаем мыслить противоположными категориями: черное и белое, хорошее и плохое. И предприниматель, попадая в ловушку собственного перфекционизма, старается сделать все на 5, и если на 5 не получилось, то это автоматически плохо. Как будто в мире есть только крайности и не бывает полутонов. Такое мышление очень ограничивает возможности предпринимателя и способствует нарастанию внутреннего напряжения.
Что делать, если вы заметили за собой такую привычку? Перестать бросаться в крайности, оценивая ту или иную ситуацию, и стараться постепенно снижать планку своего перфекционизма. Задавайте себе простой вопрос: «На сколько процентов плохо или хорошо?» Да, лучше пусть что-то будет сделано не на «отлично», но все же оно будет сделано. А это уже результат.
Читайте также: Несчастные люди: как стресс сотрудников приводит к миллиардным потерям
Никаких катастроф
Катастрофизация — привычка мышления, когда человек все время представляет себе надвигающуюся беду. А что, если случится сбой на производстве? А что, если товар не успеет доехать? Что, если это произойдет именно со мной? И когда звонит телефон, человек вздрагивает, а его воображение уже рисует самый драматичный исход. В таком состоянии очень сложно что-либо создавать и действовать продуктивно.
Поэтому важно научиться трезво и непредвзято определять вероятность события. А действительно ли это может со мной произойти? Если да, то вместо переживаний лучше своевременно принять меры. А если нет, то зачем себя накручивать? Также особо тревожным помогает довести до абсурда свой собственный страх катастрофы и задать пять раз один простой вопрос: «А что в этом страшного?» Чаще всего человека отрезвляет процесс прохождения по этой цепочке до конца.
Все под контролем
Вопрос собственного контроля над ситуацией очень важен. Если нам кажется, что кто-то извне нас контролирует, мы воспринимаем себя как беспомощное создание, жертву злого рока. Например: «Я не в силах на это повлиять, если старший партнер не выполнил свое обязательство, я тоже ни за что не отвечаю, моей вины нет». Так-то оно так, но вот ситуация от этого не улучшается.
Различают также ошибки, связанные с внутренним контролем, когда человек берет на себя ответственность за все хорошее и плохое, что происходит и с ним самим, и с бизнесом, и с партнерами, и с поставщиками, и с клиентами, и с ситуацией в стране. Бывают случаи, когда предприниматель корит себя за провалившуюся сделку, потому что именно он не так действовал, хотя не берет в расчет другие обстоятельства.
Важно понять, что ошибки или неудачи — это совершенно нормальное явление, и попробовать найти золотую середину между гиперответственностью и позицией жертвы, когда от вас ничего не зависит. А затем — просто действовать.
Ошибки справедливости
Обостренное чувство справедливости — еще одна тенденция, которая может причинять вред. Если мы убеждены, что живем в абсолютно справедливом мире, то склонны обвинять и раздавать ярлыки, кто «крайний», кто «заслужил». Это же касается и самообвинения. От предпринимателя часто можно услышать: почему мир так не справедлив ко мне? Что я сделал не так? Чем я хуже? Почему клиент покупает у другой компании?
И вместо возможного чувства обиды на несправедливый мир стоит взять и сделать то же самое или даже лучше, чем сделал условный конкурент. Не впадать в обиду, не заниматься самобичеванием, а использовать чувство несправедливости как точку роста собственного бизнеса, брать и делать.
Автор: Мария Вегеш