«Пользуйтесь сами тем, что предлагаете другим»
Ольга Промптова пришла в малый бизнес хорошо подготовленной: «Как бывший экономический журналист, я была в привилегированном положении». Ольга занялась тем, чего ей самой не хватало: она открыла интернет-магазин одежды DDShop для женщин с большой грудью. Сегодня, спустя пять лет, у DDShop, помимо онлайн-площадки, есть офлайн-магазины в Москве, Санкт-Петербурге и Уфе.
Смотрите на вещи реалистично
Многие начинающие предприниматели — бывшие наемные сотрудники. Им надоело заниматься скучным делом и подчиняться глупым начальникам. Хочется «чего-то своего». Таким людям я бы посоветовала не строить воздушных замков. Совсем необязательно, что ваш бизнес быстро расцветет, вы найдете щедрых инвесторов и будете только руководить, сидя в кресле. Скорее всего, придется лично обслуживать клиентов (они не всегда отличаются хорошим характером), заполнять тонны скучнейших документов. Вы, возможно, резко ограничите круг и темы общения. Начиная бизнес, я представляла все эти сложности. По моим наблюдениям, далеко не все люди готовы к маленькому бизнесу. Ужас в том, что вернуться к наемной работе им очень сложно: к свободе быстро привыкаешь.
Будьте терпеливы с российскими женщинами
Наши женщины в массе своей только начинают открывать для себя покупки через интернет. Они очень осторожны, долго присматриваются, требуют много дополнительной информации о вещи и размерах, переживают, что будет, если вещь им не подойдет, не обманут ли их. Многие не вполне владеют компьютером. Были случаи, когда мы сами создавали покупательницам ящик электронной почты (необходим для регистрации на сайте и заказа) — у клиенток просто нет электронной почты.
Сейчас мы начинаем продавать нашу одежду и западным клиенткам — они гораздо легче приобретают вещи через интернет. Правда, и возвраты делают легче. И в принципе не так серьезно относятся к покупке онлайн, как россиянки: подумаешь, заказала, оплатила кредитной карточкой онлайн, не подошло — вернули. Даже доставка из России мало кого пугает.
Вкладывайтесь в сервис, но не забывайте об уникальном продукте
Конкуренция в интернете становится все напряженнее. Важно все: как хорошо сфотографирован товар, соответствует ли реальности информация о наличии, как быстро с вами связались, как быстро доставили, есть ли проблемы с возвратом… Мы стараемся, конечно, но вряд ли сможем по всем показателям конкурировать с массовыми одежными магазинами. К счастью, у нас есть отличие: мы продаем одежду и белье только для девушек с большим бюстом. И хотя сервис для нас существенен, все же важнее развивать собственный продукт. У нас уникальная одежда, путем проб и ошибок мы добились того, что она хорошо сидит на фигурах с большой грудью. Сейчас наша цель — увеличить ассортимент.
Не бойтесь мягкого менеджмента
Все российские начальницы, которых я наблюдала, были сильные и «крутые». Когда я пыталась на них походить, понимала, что в этом жанре точно проиграю. Американка Дженнифер (Дженнифер Галенкамп, исполнительный директор содружества «РусБренд») была моим руководителем всего четыре месяца, но я успела научиться у нее совсем другому подходу к общению с подчиненными, он мне ближе. Дженнифер всегда оставалась естественной и человечной, очень женственной, не пыталась казаться во всех ситуациях железной леди, как часто делают наши женщины.
Делите ответственность
Когда ты хорошо разбираешься в какой-то области, у тебя появляется соблазн делать все самой и постоянно учить сотрудников. Это утомительно для всех. Мне кажется, для предпринимателя важнее не специальные знания, а интуиция и четкое видение того, какой бизнес или продукт ты хочешь создать.
Пользуйтесь сами тем, что предлагаете другим
Я занялась одеждой для девушек с большой грудью, потому что сама не могла подобрать себе одежду. Когда собственники и сотрудники сами используют продукт, который продают,— это очень вдохновляет и их, и клиентов. И придает бизнесу пассионарность.