Правила мозгового штурма: чем больше идей и чем они безумнее, тем лучше
Мозговой штурм — очень эффективная технология, позволяющая одновременно решить несколько задач. Во-первых, вы совместными усилиями решаете проблему. Во-вторых, сплачиваете свою команду и повышаете производительность — сотрудники с большим энтузиазмом воспринимают идеи или продукты, к созданию которых причастны. В-третьих, это отличный способ донести до подчиненных ценности компании и стратегические планы. Давайте разберем по шагам, как организовать мозговой штурм в коммерческом отделе.
Шаг №1: Подготовьтесь!
Очень важно, что бы все сотрудники заранее знали тему штурма. В назначенное время его участники должны быть свободны от текущей работы, им не должны мешать внутренние и внешние обстоятельства (звонки, почта и т. д). Позаботьтесь о помещении — оно должно быть просторным, очень хорошо вентилируемым и проветриваемым. Не стоит пренебрегать этим, так как во время бурного мыслительного процесса потребление кислорода увеличивается, а его отсутствие может негативно сказаться на членах группы. Очень важно подготовить достаточное количество листов бумаги, фломастеры, маркеры, флипчарт.
Шаг №2: Разбейте сотрудников на команды
Залог успеха мозгового штурма — его организация: поиск решений должен происходить как игра, соревнование команд. Известно, что самый низкий уровень агрессии и самая высокая результативность достигается в командах, которые «охотятся» вместе, решают одну задачу и увлечены процессом. Дух соперничества повышает мотивацию. Команды стремятся создать, представить и выиграть. Главное, что найденное решение будет потом с радостью воплощаться в жизнь, потому что создано вашей командой, а не спущено сверху.
Когда все участники соберутся, необходимо еще раз назвать тему и общие правила участия, а именно: нет никаких правил и ограничений, полная свобода творчества. Выберите капитанов — им может стать каждый желающий. Руководителю не стоит становиться во главе команды, лучше займите место самого активного участника. Кандидаты в капитаны приглашаются на сцену, им дается время подготовить предвыборную речь, чтобы привлечь в свою команду игроков. Также не лишним будет выдвинуть несколько дополнительных кандидатов. Обычно в группе находятся люди, которые со своего места стараются помешать или сломать процесс,— идеальные кандидаты. Их цель выделиться — дайте им такой шанс.
Голосование — участники становятся рядом с понравившимся кандидатом. Команда сформирована, если в ней более трех участников. Если меньше, участникам предлагается присоединиться к другой команде. Количество команд — не менее трех. Лучше отталкиваться от количества участников, идеальные команды состоят из трех-пяти человек.
Шаг №3: Высказывайте самые безумные идеи
Процесс штурма. Инструктируются капитаны, выдаются необходимые средства (бумага, фломастеры и т. п.). Объявляется о начале и дается старт. Рекомендуется ограничивать время штурма. Так же для остроты игры можно вводить дополнительные роли — «шпионы», «дипломаты» и проч.). Растворитесь в своей команде, станьте звеном в цепи и на время творческого процесса забудьте, что вы босс.
Чем активнее вы будете принимать участие в процессе мозгового штурма — именно в роли участника, тем активнее будут ваши сотрудники. Очень важно позволить им вольно мыслить, творить, даже если их идеи покажутся вам безумными. Чем бесмысленнее выглядит идея, тем лучше. Значит, творческий процесс идет, и он обязательно приведет команду к нужной идее — единственной и бесценной. Никакой критики, только положительное подкрепление. Будет очень хорошо, если самую безумную идею выскажет руководитель — только не нужно наигранности. Идей должно быть много, они должны сыпаться потоком, причем каждый должен иметь возможность высказаться, чувствовать свою ценность и важность своего присутствия.
Шаг №4: Награждайте щедро
В конце пути должен быть праздник — джек-пот, сладкий торт и призы. Этим вы подкрепите желание коллектива работать вместе и созидать. После того как каждая команда представит свои решения, производится голосование и выбор победителей. Заранее, еще до начала игры, объявите, что победившая команда получит приз. Также советую объявить приз за самую креативную идею — это подстегнет людей выражать свои мысли без опаски. Опять же в самом начале объясните, как будет происходить процедура голосования за лучшее решение. Идеально подходит «рыночная» модель: каждый участник может отдать свой голос за одну из команд, кроме своей. Такая процедура вселяет уверенность, что выбор будет открытым и объективным.
Игорь Рызов, бизнес-тренер
Мозговой штурм - замечательный метод, сам к нему прибегаю нередко. Но особое внимание здесь надо уделить первому пункту - подготовке. Иначе получается не мозговой штурм, а базар.