«Мозговая атака»: процедура группового креативного мышления
Одним из методов творческого поиска маркетинговых и стратегических решений выступает «мозговая атака». «Мозговая атака» (брейнсторминг) — процедура группового креативного мышления, точнее — это средство получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени. Считается нормой, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей.
Известно немало разновидностей схем «мозговой атаки». Далее предлагается схема, составленная с учетом особенностей поведения наших руководителей производством. Данная схема включает ряд фаз:
1. Подготовка. Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов. Например:
- проблема — «как преуспеть в определенной области?»;
- выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;
- тестирование всех появляющихся в поле сознания путей.
Такая подготовительная работа дает возможность предпринимателю оценить суть проблемы и сделать выводы о главных направлениях групповой работы.
2. Формирование креативной группы. Наибольший успех «мозговой атаки» будет обеспечен при соблюдении следующих условий:
- группа должна состоять примерно из 10 человек;
- социальный статус участников должен быть примерно равным;
- в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, — нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение других участников;
- обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии релаксации. Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классные доски;
- руководитель должен быть ведущим. Ему следует воздерживаться от давления на участников;
- в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.
3. Процедура «мозговой атаки». Здесь выделяются 3 этапа:
- Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему. Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.
- Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно появляются новые идеи. Если этого не происходит, то ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают новые идеи.
- Вопросы: «Каким образом сокращаются издержки производства?», «Где кроются резервы конкурентоспособности?», «Какова политика руководства по вопросу заработной платы?» и т.д.
4. Заключение. Здесь может быть 2 варианта:
- Классический вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников брейнсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения «мозговой атаки». В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части встречи.
- Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:
1. Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии выписываются на доске, располагаясь по степени важности.
2. Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые различаются содержанием идей.
3. Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.
4. Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом провалится данная идея, если ее реализовать?»
5. Определяются наиболее «дикие» идеи, которые пытаются переделать в реализуемые.
6. Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговую атаку» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей, нечто новое.
7. Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.
8. Распространение ценных идей о том, как преуспеть на рынке по сферам производства:
- планирование и прогнозирование;
- маркетинг;
- оперативное управление производством;
- управление персоналом.
Методика проведения «мозговой атаки»
- генерация идей;
- селекция идей и получение решения.
Требования к проведению совещания.
Этапы «мозговой атаки»:
- подготовка к «мозговому штурму»,
- проведение «мозгового штурма»,
- запись идей.
1. Подготовка организатора к совещанию состоит:
- в изучении проблемы и вычленении технического, организационного или экономического противоречия, мешающего внедрению известных решений;
- в четкой формулировке цели атаки (новый вид продукции, новая технология, новый исходный материал, сфера применения и т.д.);
- в подготовке предварительных вариантов решения;
- в подборе участников (различных специалистов).
2. Проведение атаки:
- раскрепощение внутреннего контроля человека;
- создание дружелюбной и свободной атмосферы;
- запрещение критики выдвинутых идей;
- побуждение к выдвижению оригинальных идей;
- запись всех предложений в наглядном виде.
3. Запись идей:
- наглядная запись на доске во время атаки,
- запись на аудио-носитель,
- сохранение для дальнейшей селекции.
Селекция выработанных идей:
- первая группировка по признаку: применяемые — неприменяемые;
- вторая группировка из неприменяемых по признакам: а) реализуемые; б) труднореализуемые;в) нереализуемые (запрет физических, моральных, правовых, экономических законов);
- из нереализуемых выбрать безумные и оригинальные — в них находятся рациональные зерна и переносятся на реализуемые или труднореализуемые;
- возможность продолжение «мозговой атаки» с новой проблемой, выявившейся в ходе предыдущего совещания.
Ирина Oлeговна Tюpинa, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.
Опубликовано 20.12.10.