Стив Бланк: Уроки, извлеченные из 35 лет работы со стартапами
Предприниматели Силиконовой (Кремниевой) долины считаются воплощением духа рискованых предприятий. Но Стив Бланк необычен даже среди этих ломающих стереотипы людей.
Ветеран военно-воздушных сил, отчисленный в свое время из колледжа, в данный момент он переживает третий этап своей карьеры как основатель метода Lean Startup, подрывающей основы системы, направленной на создание стартапов с учетом прежде всего потребителей, а лишь затем технологий. Метод использовался такими компаниями как Dropbox, AirBnB и IMVU для того, чтобы создать продукт, выделяющийся среди других.
Сегодня Стив часто говорит о целях Lean Startup и предпринимательских идеях, на которые его вдохновили десятилетия деятельности в качестве серийного предпринимателя. В некоторых начинаниях он потерпел неудачу, но четыре были успешны (с выходом на IPO).
- Большинство людей редко считают предпринимателей творческими людьми, вы согласны?
- Предприниматель - настоящая творческая личность. Я имею в виду творцов в истинном смысле этого слова: они видят то, что не видят другие. Давайте рассмотрим два типа творческих личностей: авторов и исполнителей. Попробуйте подобрать подходящее определение для авторов. Это не имеет отношения к программированию. И это даже не имеет отношения к покупателям. Создатели видят концепцию, но затем им необходимо привлечь высококачественных специалистов, чтобы они помогли воплотить эту концепцию.
- Чтобы вы сказали автору, который старается дистанцироваться от проекта и перевести его в автоматический режим, когда проект начинает расти и развиваться?
- Успешные создатели проектов - это увлеченные, целеустремленные энтузиасты, независимо от того, кто они - "программисты" (разработчики) или "дельцы" (разработчики по методологии Customer Development). Большинство предпринимателей получают удовольствие, придумывая и развивая что-то действительно грандиозное, задавая движение компании или создавая продукт. Самый главный фактор успеха для предпринимателя - его азарт, когда он "что-то создает", не важно, будет ли это продукт или компания, которая займется доставкой этого продукта.
- Вы прослужили четыре года во время войны во Вьетнаме и предпочли не заканчивать колледж. Как это сказалось на вашей деятельности?
- В действительности я дважды бросал учебу. Я ненавидел школу, и теперь я сам учу [Смеется] Но мне казалось, что мне преподают всякую чепуху, которая не была мне особенно интересна.
Мой творческий путь всегда был связан с добровольным желанием что-то сделать и умением показать себя. Когда я попал в военно-воздушные силы, я предавался именно этому приятному занятию на авиабазе в Майами. И я вызвался добровольцем в Юго-Восточную Азию, подумав, что "это звучит интересно". И я все-таки был прав.
Вам не обязательно быть самым умным, но умение показать себя - это 80% успеха. Моя работа всегда была связана с тем, чтобы быть на виду, и обо мне говорили: "Кто у нас есть? Бланк. Давайте выберем его". Добровольное стремление что-то сделать и умение показать себя всегда мне помогали. Но все это время я хорошо умел выделять необходимую информацию. Обнаружить сообщение в шуме. Я не был умнее других, но у меня получалось лучше других видеть варианты развития событий.
- Как способность выделять необходимую информацию помогла обнаружить метод Lean Startup?
- Я выбрал деятельность, которая убедила меня в бесстрашии предпринимателей. Поэтому я решил кинуть вызов господствующим установкам. Стартапы - это не уменьшенные версии больших компаний. Это нечто совершенно иное. Я спросил: "А почему вы учите нас писать бизнес-планы?". Бизнес-план - это план действий. А мы еще не имеем представления о том, чем мы занимаемся.
- Расскажете немного о “Getting out of the building” ("Выходите из офисов")?
- Давайте просто на секунду представим, что вы самый умный человек в офисе. Вы думаете, что вы умнее коллективного разума всех своих потенциальных клиентов? Если вы так действительно думаете, то не берите на себя труд вести разговоры.
Многие предприниматели, особенно технари, думают, что нет никакого смысла в разговорах с потенциальными клиентами. Они просто не понимают проблему. Вы пытаетесь понять, как то, что вы видите (а клиенты не видят) изменит их жизни. Вы хотите понять, что было до и что будет после. Например, каким был мир до появления компьютера и каким мир стал после появления компьютера? Для этого потребуется качественное исследование разработки.
Стив Джобс здорово потрудился в этом направлении. Существует байка о том, как он сидел в производственном помещении штаб-квартиры, а в его голове сверкали молнии. Этот миф наносит ущерб понятию предпринимательства. В действительности Джобс разговаривал со многими людьми, которые занимались самыми разными вещами. Он был настоящим революционером. Если вы не можете найти необходимые сведения в офисе, то, черт возьми, выйдите наружу.