Интервью с Анатолием Соболевым, интернет-агентство CubeLine
Интервью с Анатолием Соболевым - моя большая журналистская удача. Не хочется выступать в роли пророка, но вспомните мои слова через год, другой - его компании CubeLine суждено стать одним из лидеров отрасли. Почему я так думаю? Во-первых, Анатолий одержим своей работой и постоянно развивает необходимые для успеха компетенции, во-вторых... Впрочем, сейчас вы и сами все поймете.
- Анатолий, вначале мы просим героя рассказать о себе – сколько лет, где и на кого учился.
- Мне 26 лет, первое высшее получал в ГУАПе, университет аэрокосмического приборостроения, специальность – информационные технологии в бизнесе. Это была смесь экономики и программирования. Я сам не технарь абсолютно, так что пять лет обучения дались тяжело, но благодаря этому сильно расширился кругозор, и когда я себя в итоге «переломал», стало гораздо проще с технической специальностью. Программистом я так и не стал, но логика и мышление - все что сопутствует технарям -появились.
- ГУАП был первым высшим образование, где получал второе и зачем?
- Второе высшее получал в Академии при Президенте – «Государственное и муниципальное управление». Очень хвалили преподавателей Академии, а я как раз искал вторую вышку в области управления и маркетинга.
- Расскажи об опыте работы на «дядю».
- Его почти не было. Все то время, что я провел в ГУАПе, я работал на кафедре. Есть небольшой опыт и непрофильной работы, но это скорее из серии летних подработок.
- Что было после учебы, сразу открыл бизнес?
- Нет, после окончания вуза, когда пришла пора определяться, мой хороший товарищ предложил работу в его стартапе, компания занимались ERP-системами для логистов. Я согласился и проработал там год.
- Чем ты там занимался?
- Я занимался продуктом, это можно назвать product manager, но надо понимать, что на тот момент это был стартап и, по сути, приходилось быть человеком-оркестром. Уже через год появилась возможность начать свое дело.
- Сколько тебе тогда было? С чего начал?
- 22. Денег для старта было совсем немного, сняли офис, купили компьютеры…
- Все-таки с офиса начали?
- Да, все ошибки, которые можно было допустить вначале пути, мы совершили, включая затраты на ремонт помещения. 22 года, свой бизнес, первые сотрудники, офис на Чернышевской в самом центре города… романтика! В первые полгода, по идее, должны были загнуться, но работали как сумасшедшие и смогли выжить. Сейчас стараемся поддерживать дух стартапа.
- Какие услуги оказывали?
- Тогда мы больше думали о брендинге и дизайне, но затем основным направлением стали веб и маркетинг.
- Что такое интернет-маркетинг для тебя?
- Определений очень много, лично мне нравится одно.. не помню точно, но суть в том, что маркетинг - это усилия, направленные на минимизацию усилий по продажам. В идеале, когда есть маркетинг, не должно быть отдела продаж. По сути, все бизнес-процессы являются частью маркетинга. Интернет-маркетинг это тот же маркетинг, но в интернете, один из каналов.
У онлайн-проектов должен быть классический базис, основанный на общих правилах маркетинга. Если у тебя нет концепции, у тебя нет вектора. Ты можешь технически что-то делать, привлечь подписчиков в блог, например, делая определенные вещи, но если у этого блога нет концепции и системы коммуникаций, эффект будет не полным. Это та плоскость, в которой мы работаем – создаем максимально эффективный маркетинг.
- В чем уникальность
- Мы не зациклены на трендах, ориентируемся, прежде всего, на профессионализм и продажи. Мы работаем на стыке разработки, технологий и маркетинга, пытаемся их совмещать. Это технический маркетинг. Суть в том, что есть маркетолог и есть технический специалист, но
В основном вся работа строится на управлении воронкой продаж. Мы привлекаем «правильный» траффик и конвертируем его в нужное заказчику действие – регистрацию, обращение, покупку. В результат продажи растут. Важно сделать свою работу максимально прозрачной для клиента – мы считаем это своей миссией. Для него этот процесс не должен выглядеть магией, поэтому мы всегда объясняем, сколько денег и на что было затрачено. Вдобавок ко всему, мы интегрируем наши технологии с CRM-системами клиента и собираем для анализа всю информацию, которая может помочь повысить эффективность наших общих действий.
- Звучит серьезно, приведи пример, пожалуйста.
- Пример - интернет-магазин детских товаров. Допустим, у нас есть покупатель, который покупает памперсы с определенной периодичностью. Логично было бы предложить ему памперсы именно в тот момент, когда он «пропустил» очередную закупку. Или другой пример: покупатель приобрел у нас принтер. Мы знаем, что картриджа в нем хватит на столько-то времени и будет опять-таки логичным отправить ему мейл со скидкой на покупку картриджа по прошествии этого времени. Иными словами, идет постоянная персонализация маркетинговых действий, мы предлагаем только то, что нужно покупателю в конкретный момент, стараясь избегать ненужного спама.
Возвращаясь к уникальности CubеLine - мы гордимся своей бизнес компетенцией. Когда наш постоянный клиент, находящийся у нас на поддержке, просит добавить на сайт, например, фильтр, мы его никогда не добавим, пока не поймем необходимости в этом для его бизнеса и продаж. Мы работаем не для тех, кто нам платит, а для тех, кто платит нашим клиентам.
- Вечный вопрос – Google Analytics или Яндекс.Метрика?
- И то и другое обязательно. Analytics дает огромное количество возможностей, но информация, полученная из Метрики, не менее важна, т.к. они считают по-разному и для объективности нужно смотреть везде. У Метрики есть вебвизор - крайне удачная штука.
- Не прошу тебя быть объективным, но все-таки – маркетинг лучше отдавать на сторону или штатный маркетолог решает?
- В первую очередь, я бы мерил эффективность штатного отдела продаж и стороннего агентства не бюджетами, а размерами компаний, их целями и задачами. Аутсорс – добро, я в это свято верю, иначе бы не стал этим заниматься, другое дело, что любой аутсорс предполагает взаимодействие, а не просто «отдаем на сторону и забываем», как в России любят делать. Чем мощнее отдел маркетинга в компании, тем лучше они отдают на аутсорс. По поводу штатных маркетологов у меня много вопросов. В расчеты маркетинговых бюджетов зачастую не включают расходы на сам отдел маркетинга, а это неправильно. Аутсорс работает эффективнее, но только если идет оперативное качественное взаимодействие. Нам важно вовремя получать запрашиваемую информацию. В принципе, обе модели эффективны, если выстроить их правильно, а лучше всего научиться совмещать, синергия дает потрясающие результаты.
Мы работаем не для тех, кто нам платит, а для тех, кто платит нашим клиентам.
- Как правильно выбрать агентство?
- Изначально это просмотр портфолио, рекомендации знакомых, но окончательно выбор нужно делать в пользу тех, с кем вы нашли общий язык. Важно еще и то, насколько агентство готово погружаться в специфику вашего бизнеса.
- Какие ошибки ты чаще всего замечаешь у конкурентов или штатных маркетологов?
- Подмена маркетинга инструментами. Например, а давайте сделаем контекстную рекламу. Без понимания, почему именно контекстную рекламу и зачем. Это характерно не только для интернет-маркетинга, просто здесь этот подход ярко выражен. И меня, как специалиста, это убивает. Второе – не считают результат, ленятся и боятся анализировать, отсюда и непрозрачность работы.
- Не могу не поднять вопроса ценообразования. Как часто он возникает на переговорах?
- Как я уже говорил, мы стараемся работать максимально прозрачно. Самое главное, объяснить заказчику, что мы работаем эффективно, после чего вопросы о цене исчезают. Мы учим наших клиентов и сами учимся у них бизнесу, они это ценят. Мы объясняем на первых переговорах, что будет происходить, как и почему. И это тоже помогает снимать многие вопросы. Когда человек понимает, что происходит, он успокаивается и начинает доверять.
- С точки зрения бизнеса интернет-маркетинг это выгодное занятие?
- Здесь нет сверхприбыли, с точки зрения бизнеса далеко не самый лучший сегмент, рынок еще не структурирован.
- Сейчас эпоха мобильного маркетинга…
- Это «завтра» маркетинга. Да, сегодня уже все это понимают, начинают делать мобильные приложения, но это ближайшее завтра, а не сегодня. Пройдет пара лет, прежде чем мобильный маркетинг станет повсеместной реальностью. Но наружка и остальные каналы никуда не исчезнут. Сначала ты зашел с рабочего компьютера на сайт с товаром, потом посмотрел на своем планшете, а потом увидел баннер. Сказать, что какой-то из этих каналов сыграл большую роль, нельзя.
- Как ты отдыхаешь?
- А никак. Сейчас идет четвертый год без отпуска, за это время было всего два дня, когда я позволил себе выключить телефон. Для меня отдых это трехчасовое чтение узкопрофессиональной литературы. Естественно, общение с друзьями присутствует, но в меньшей степени. Сейчас не тот этап, чтобы отдыхать. Я в работе отдыхаю, если я занимаюсь тем, что люблю. Всегда появляется что-то новое, это избавляет от рутины. Свой бизнес держит в тонусе.
Первая часть выступления Анатолия Соболева "Анализируй ЭТО":
Если захотите связаться с Анатолием напрямую, вот ссылки на его странички в соцсетях:
-
-