Их путь к успеху лежал через японскую больницу, продажу укропа и развалы угля в Хабаровске
Владимир Ковальский
Возраст: 28 лет
Образование: Тихоокеанский государственный университет, Tokyo University of Agriculture and Technology
Дмитрий Лазуткин
Возраст: 28 лет
Образование: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Tokyo University of Agriculture and Technology
За что попали в "Клуб 33" за развитие информационных технологий в медицине
Одному из создателей медицинской информационной системы «Медэск», Дмитрию Лазуткину однажды крупно не повезло. Он сломал руку и угодил в больницу – но не российскую, а японскую. Степень компьютеризации работы тамошних врачей произвела на Лазуткина сильное впечатление, которым он не преминул поделиться со своим деловым партнером – Владимиром Ковальским. Контраст был налицо. Какие информационные технологии имелись на вооружении у отечественной медицины? «Интернет-технологии?! Да тут и конь не валялся», – загорелись предприниматели. Ребята, которым тогда не исполнилось и двадцати пяти, написали софт, а следом запустили облачную платформу с затейливой архитектурой. Пациентам она предоставила возможность дистанционного обследования, а компаниям – контроль здоровья сотрудников. Продажи пока исчисляются в сотнях тысяч долларов, но инвесторы прочат проекту большое будущее.
БЛИЗОСТЬ ОТЧАЯНИЯ
Родители Владимира Ковальского и Дмитрия Лазуткина – врачи, и даже учились в одной группе в Хабаровском мединституте. Но их дети познакомились друг с другом лишь много лет спустя – в Токио, где учились по программе, организованной одной из японских высокотехнологических компаний. Русские программисты с Дальнего Востока котировались высоко, а стоили дешево. Целью японцев было за год обучить молодых инженеров базовым технологиям работы и языку, а затем отправить их обратно в Хабаровск, где компания открыла свой офис.
При желании можно было остаться и в Японии. Но широкой душе Ковальского было тесновато в миниатюрной стране. К тому же он убедился в полной бесперспективности карьерного роста. «Метить наверх бессмысленно, там одни японцы», – заключил Владимир. Его напарник пробыл за границей чуть дольше, но тоже решил паковать чемоданы. Оба были полны энергии и решимости начать свое дело в России. Вот только какое именно?
Первые попытки разрабатывать программное обеспечение и продавать его корпоративным клиентам – в той же Японии – успехом не увенчались. Не вдохновлял и опыт земляков, переехавших делать IT-стартапы в Петербург.
Для поддержания штанов коллеги промышляли оптовой продажей укропа, закупаемого в Европе. «Они и нам предлагали этим заняться, но мы воздержались», – смеется Ковальский.
Предприниматели строго держались выбранной стези, хотя это порой заводило их туда, куда прежде не ступала нога айтишника. Таким местом, в частности, было хранилище угля на хабаровских электростанциях. Никто не мог понять, сколько тонн скрывают бесформенные кучи. А это были риски для энергетической безопасности региона. Молодые люди предложили организовать видеосъемку угля с разных сторон. При расшифровке данные преобразовывались в график, который в режиме реального времени позволял отслеживать уровень запасов твердого топлива. Владимир вспоминает, как в щеголеватых туфлях бродил по золоотвалам. Подвиги были напрасны – все увязло на этапе техзадания и согласования с местными энергетиками. Больший успех ожидал проект по видеоизмерению качества дорожного покрытия трассы Чита – Хабаровск (той самой, по которой Владимир Путин однажды эффектно проехался на канареечной Lada Kalina). При помощи изобретения Лазуткина и Ковальского удалось отснять и проанализировать участок Амурской области в 2000 км. Но и этот проект, при том что принес предпринимателям неплохие деньги, впоследствии был спущен на тормозах и не получил развития.
«Мы пробовали все, что приходило в голову, в надежде прорваться. И не скрою, уже были близки к отчаянию», – рассказывает Владимир. Тогда-то партнерам и пришла идея заняться больницами.
СИЛЬНЫЙ МОТИВ
Лазуткин, как выпускник Дальневосточного госуниверситета путей сообщения, предложил попытать счастья в РЖД. Он знал, что под крылом у монополии имеется разветвленная сеть клиник. Вскоре нескольким из них была презентована программа автоматизации врачебно-экспертных комиссий, обещавшая снизить пресловутый человеческий фактор в стандартных процедурах медосмотров.
Врачи могли утверждать: «Машинист здоров как бык!» Но затем этот самый машинист вдруг умирал от инфаркта на рабочем месте. Кто виноват, почему недосмотрели? Если злополучный поезд сойдет зимней ночью где-нибудь в Восточной Сибири, ответ на вопрос – как известно, самый важный в России – повиснет в воздухе. Диагноз докторов хранила бумага, которая пылилась на стеллажах больничного архива вместе с тысячами аналогичных заключений – поди отыщи. Программа предпринимателей обещала доступ к информации по щелчку.
Владимир и Дмитрий, успевшие хлебнуть лиха в переговорах с госструктурами, не питали иллюзий: уломать РЖД – дохлый номер. Но с больницами компании, имевшими некоторую свободу в принятии решений, шанс все же был. Как-никак в упомянутых комиссиях, которые проходят железнодорожники, заключался едва ли не главный смысл работы больниц – ради медосмотров их и содержала монополия. Если машинист был действительно здоров, данные системы это незамедлительно подтверждали – и клиника умывала руки.
«Никто не хотел быть крайним. Согласитесь, сильный мотив, – рассуждает Владимир. – Вот именно это value proposition оказалось по-настоящему важным для администрации клиник РЖД».
Партнеры принялись обивать пороги кабинетов главврачей, растолковывая преимущества продукта. Наконец предложением заинтересовался глава клиники Белогорска, городка, расположенного недалеко от Хабаровска. Наудачу, к доводам молодых бизнесменов проявил внимание и штатный сисадмин, не пожелавший ударить в грязь лицом. В конце 2008 года систему установили и даже пообещали за нее заплатить – правда, первых денег предпринимателям пришлось ждать месяцами, а до тех пор фактически кредитовать покупателя.
Постепенно медицинская тема стала центральной в бизнесе партнеров. Система, разработка и запуск которой потребовали 1,5 млн рублей, поглощала доходы от других экспериментальных проектов (того же дорожного).
Ковальский вспоминает, что как-то целый год едва мог свести концы с концами, зарабатывая по 5000 рублей в месяц. При том что нанятые им программисты получали свое жалованье без задержек и вычетов.
«Мы работали в минус, стараясь не терять надежды, что когда-нибудь расширим клиентуру и начнем генерить прибыль», – вспоминает Владимир.
ЗА ОБЛАКАМИ
Тем временем настроение заказчиков медленно менялось. Реальное внедрение усилило позиции ребят в переговорах с другими больницами РЖД. За следующие пару лет к первой клинике добавилось еще несколько, что позволило предпринимателям к началу 2011 года выйти в ноль. Но это уже было не самым важным событием в жизни проекта – компания открыла для себя облачные технологии, что сразу вывело затею на новый уровень.
Неограниченный доступ к защищенным серверам расширил горизонты сбыта – подключение нового клиента больше не требовало физического присутствия на предприятии. Систему, названную «Медэск», стали позиционировать как «первую и самую удобную для учреждений здравоохранения». Дружелюбный интерфейс и отсутствие необходимости что-либо устанавливать вызвали интерес на рынке.
Вскоре после запуска облачная платформа удвоила число клиник – их стало 15. При этом общее количество потребителей возросло до трехсот. К новой системе пожелали присоединиться автобазы и другие предприятия, обязанные время от времени прогонять работников через медкомиссии. Их интерес заключался в контроле здоровья персонала, но больше – минимизации времени, в течение которого сотрудник под предлогом длительного обследования мог подолгу пропадать неизвестно где. Система аккуратно фиксировала даты и часы осмотра, отвертеться уже было невозможно – приходилось быстро проходить врачей и сразу возвращаться к работе.
На облачной основе партнеры решили развивать и методы дистанционной диагностики, что было весьма актуально для бескрайних просторов Забайкалья, где пациенты испытывали острую нехватку квалифицированного медперсонала.
«С нашей системой достаточно послать в какой-нибудь медвежий угол медсестру с аппаратом, а полученные данные расшифровывать в региональном центре», – рассказывает Ковальский.
Зачастую и посылать не надо, можно воспользоваться услугами уже созданных в небольших городках медпунктов. Анализы берут на месте, а врач ставит диагноз, не покидая стен клиники. Это хуже, чем личный осмотр? Возможно, но для жителя небольшого городка намного лучше, чем ничего. Со временем сервис обещал привлечь внимание многих тысяч клиентов.
СТОЛИЦА СТАРТАПЕРОВ
Выручка предпринимателей за 2011 год достигла $400 тысяч. Значительную часть денег приносила абонентская плата, взимаемая с клиента из расчета 1,9 рубля за оказанную услугу (после месяца бесплатного пользования в тестовом режиме). «Скажем, вас обследует терапевт и фиксирует измерение роста и веса. Для врача это одна процедура, а для нашей системы – две отдельные услуги», – поясняет Владимир тарифную логику. Разовое прохождение медкомиссии, состоящей из десятка врачей, тем самым автоматически приносило не менее $1 дохода.
Дистанционную услугу (снимаются показания – загружаются в систему – расшифровываются опытным специалистом – через несколько минут пациент узнает результаты) оценили дороже: в 9 рублей. «Уже сейчас в «Медэск» проводятся до десяти тысяч дистанционных исследований в месяц, – заявляют предприниматели на официальном сайте системы. – Таких объемов выполненных дистанционных услуг не имеет ни одна другая система в России».
Ясно, что дальше развивать такой бизнес из Хабаровска было уже не с руки. Оставив десяток программистов в Хабаровске, Дмитрий и Владимир в начале минувшей осени переехали в столицу. Здесь они моментально почувствовали вкус к тому, что называют «стартаперским движением». «Приятно, когда твой продукт не просто интересен, а реально востребован», – делится впечатлениями Ковальский.
Но столица – не конечный пункт. Есть планы развития на европейских рынках. Интерес к разработкам Ковальского и Лазуткина уже проявили в Германии и Франции. Медицина там автоматизируется давно, но пространства для маневра все еще хватает, считает Владимир.
Впрочем, пока предпринимателям есть чем заняться и в Москве. Эстер Дайсон, известный в России венчурный инвестор, наговорила предпринимателям кучу комплиментов. Проект стал победителем Дня инвестора в бизнес-школе «Сколково». «Мы уже давно прошли посевную стадию, – замечает Владимир Ковальский. – Так что сейчас главное – не продаться дешево».