Им помогли лень клиентов и любовь франчайзи к высокой рентабельности
"Я человек ленивый, не хочу прыгать и бегать, могу разве что поплавать. Обычный фитнес-клуб для меня не интересен",— говорит соучредитель компании "Тонус-клуб" Ирина Чирва.
Мировая фитнес-индустрия пропагандирует культ энергичных и спортивных людей. Но далеко не всем по силам интенсивные тренировки. Тем не менее таким людям тоже хочется иметь красивую фигуру. Ирина и ее партнер Елена Коростылева сделали ставку на лентяев, которые желают заниматься фитнесом, ничего особо не делая. Фитнес для ленивых — оксюморон. Но такой подход оказался востребованным. Выручка "Тонус-клуба" за 2012 год выросла по сравнению с 2011-м на 86%, до 560 млн руб., а количество точек превысило 130. Причем Елена и Ирина имеют всего два собственных "Тонус-клуба", остальные принадлежат франчайзи.
Само работает
Профессора бизнес-школы INSEAD У. Чан Ким и Рене Моборн предложили методику ухода от конкуренции и описали ее в книге "Стратегия голубого океана". Они приводят в пример техасскую компанию Curves, которая объединяет более 10 тыс. фитнес-клубов. Основная фишка Curves в том, что членом клуба могут стать только женщины. Основатели Curves размещали клубы в недорогих районах, сэкономили на мужских раздевалках и дорогостоящих тренажерах (а простые тренажеры ставили по кругу, чтобы посетительницам было удобнее общаться). В итоге им удалось сократить издержки и снизить цену на абонемент.
Елена и Ирина книгу не читали: она вышла в 2005 году, а свой первый клуб предпринимательницы открыли в 2003-м. Однако они следовали той же логике, что и техасские бизнесмены. "Женщине средних лет не хватает места, где ее ждут, помимо работы и дома. Чтобы можно было общаться с подругами и не думать о том, как выглядишь, если, скажем, фигура не восстановилась после родов",— рассуждает Ирина Чирва.
Елена и Ирина дружили с детства, в 2000 году окончили Северо-Западную академию государственной службы по специальности "государственное и муниципальное управление". Затем Ирина занималась стратегическим планированием в строительной компании, а Елена работала менеджером в инвестфонде.
Однако подруги всегда мечтали о собственном бизнесе. Однажды они отправились в автобусный тур по Европе и увидели зал с необычными тренажерами — тонусными столами. Они напоминают рядовые тренажеры, но снабжены моторами, которые помогают выполнять упражнения.
Подруги подумали, что такая услуга могла бы быть востребована и в России. Они закупили в Европе комплект тонусных столов. "Вместе с тренажерами производители прислали рекламные материалы, но там были изображены люди лет 80",— вспоминает Елена Коростылева. Первые тонусные столы были созданы в 1930-е годы для реабилитации инвалидов и престарелых, в Европе они используются в основном в медицинских центрах. Но подруги отлично понимали, что российские пенсионеры далеко не так платежеспособны, как западные. И решили привлечь женщин 30-50 лет, которые не любят заниматься спортом, но хотят быть в хорошей форме.
Одних только тонусных столов для этой аудитории было бы недостаточно. Поэтому подруги приобрели, например, тренажеры для иппотерапии, которые имитируют прогулку верхом на лошади, или клаймб-тренажер, где надо взбираться вверх по ступенькам мини-эскалатора. Еще они закупили в клуб оборудование из арсенала салонов красоты: солярий, аппараты для прессотерапии, лимфодренажные очки и др. "Чтобы получить результат, например похудеть, усилия, конечно, нужны, но не такие значительные, как в классическом фитнесе",— уверяет Ирина. У менеджеров из фитнес-индустрии другое мнение. "Чудес не бывает,— говорит фитнес-директор клубов X-Fit Елена Соловьева.— То, что предлагают "Тонус-клуб", спа-салоны и другие "женские" клубы,— это, конечно, лучше, чем сидеть на диване. Но без интенсивных тренировок и диеты привести себя в хорошую форму невозможно".