McDonald`s: империя ресторанного бизнеса
Что объединяет все столицы мира? Наличие в городах McDonald`s с одинаковым меню и стандартами обслуживания.
История McDonald`s начинается с небольшого общепита в провинциальном городишке, и быть может, он таковым и остался, если бы не коммерческий талант его создателей.
Что объединяет все столицы мира? Наличие в городах McDonald`s с одинаковым меню и стандартами обслуживания. Сам фаст-фуд своим именем обязан двум братьям - Дику и Маку Макдональд, а вот за громкую историю и успех McDonald`s должен благодарить предпринимателя Реймонда Крока.
Родился Реймонд 10 мая 1902 года. По поддельным документам в пятнадцатилетнем возрасте он ушел добровольцем в армию и после демобилизации начал осваивать коммерческую деятельность. Сначала он занимался реализацией одноразовой посуды, после начал торговлю автоматами для взбивания коктейлей, которые и познакомили его с братьями Макдональдами: владельцы провинциальной закусочной заказали Реймонду восемь миксеров.
Свое первое кафе братья открыли в Сан-Бернардино (Калифорния) в 1948 году, присоединившись к системе дешевых закусочных драйв-ин, где клиенты могли сделать заказ и перекусить, не выходя из машины. Начав свой бизнес с нуля, братья получили настоящую империю ресторанного бизнеса. Макдональды установили огромные грили, «почистили» меню, оставив только то, что не надо есть с ножом и вилкой, заменили фарфоровую посуду бумажной и впервые применили на принцип конвейера: один работник жарил котлетки, другой укладывал их в булку. Все гамбургеры делались с одинаковой начинкой: кетчуп, лук, горчица, два маринованных огурца. Идея удалась - от покупателей не было отбоя.
Когда летним утром 1954 года уже немолодой Раймонд пересек порог ресторана Макдональдов, он замер, потрясенный увиденным: народ валил в ресторан, повара сбивались с ног. У него мгновенно созрел план быстрого, безграничного расширения сети - продавать франшизы всем желающим открыть новое кафе. В начале право открыть McDonald`s стоило $950. Сегодня - около $1 млн.
15 апреля 1955 года в городе Дез Плэнз, штат Иллинойс, Рей Крок открывает свою первую «Золотую арку». Девизом ресторана станоло «Качество, сервис, чистота и цены!». Уже к 1960 году в сеть McDonald`s входило более 200 закусочных. Важнейшим положением соглашения данного ресторанного бизнеса являлось стандартное для всех ресторанов меню: гамбургер одинаковой величины с одним и теми же ингредиентами. Реймонд Крок лично инспектировал рестораны сети McDonalds, проверяя точность исполнения данных условий соглашения.
Братья Макдональдсы делали ставку на семью. Крок пошел дальше и научился продавать товар детям - цветные уголки с горками, шариковыми бассейнами, клоуном Рональдом и едой, завернутой в яркую упаковку, приворожили детей. По большому счету вся индустрия фастфуда рассчитана на детей - это то, что кормит детей и кормится ими одновременно. Двум третям всех работников сети быстрого питания меньше 20 лет. Они работают в ресторанном бизнесе за очень маленькую плату, выполняя простые операции.
В 1958-м Рэй Крок создал первую инструкцию в 75 страниц, в деталях описывающая порядок всех действий по приготовлению еды и способы общения с покупателями. Сегодня в такой книге 750 страниц, ее называют «библией McDonald`s».
За несколько лет Крок превратил бизнес в крупнейшую империю ресторанного бизнеса. Если в 1955 году продажи составили $193 тыс., то уже через два года сумма перевалила за $3,8 млн. К этому моменту в разных штатах Америки работали 40 закусочных, хозяева которых приобрели у Рэя Крока лицензии. В 1958 году делец продал 100-миллионный сэндвич с котлетой и снял кассу в $11 млн с 79 американских ресторанов.
В 1961 году Рэй Крок выкупил компанию у Макдональдов за $2,7 млн. Сегодня империя фаст-фуда оценивается в $16 млрд. К 1965 году в Штатах работало более 700 ресторанов. В 1988 году был открыт 10 000-й ресторан в столице США Вашингтоне, округ Колумбия.
К началу 70-х годов стало очевидно, что McDonald`s превратился в машину по зарабатыванию денег, которая дает их гораздо больше, чем можно эффективно потратить на развитие бизнеса внутри страны. Диверсификация исключалась, и поэтому единственной альтернативой оставалось то, чего не удалось успешно осуществить ни одной американской компании розничной торговли, а именно — выйти на мировой рынок.
Сейчас в мире более 19 тыс. ресторанов, работающих в более чем 103 странах мира, включая Францию, Англию, Германию, Индию, Японию, Австралию, Россию, Беларусь, Украину и другие. McDonald`s стал настоящей империей ресторанного бизнеса.