10 самых идиотских бизнес-решений
Воротилы бизнеса, несмотря на своё хвалёное чутьё, осторожность и дальновидность порой умудряются принимать решения, о которых через некоторое время вспоминают со слезами сожаления и раскаяния.
Горечь нереализованных перспектив и незаработанных долларов не заглушить даже коллекционным 30-летним шампанским ценой $15 тыс за бутылку, поэтому бизнесменам остаётся лишь мечтать о машине времени, чтобы вернуться на десятки лет назад и повернуть историю так, чтобы не было мучительно стыдно за бесславно упущенный шанс. Вашему вниманию — 10 крупнейших ошибок в истории бизнеса.
1. «Проспавшая» Motorola
Во времена, предшествовавшие эпохе смартфонов концерн Motorola занимал лидирующие позиции на рынке мобильных устройств. Однако, когда Apple и Blackberry представили первые модели своих «умных» гаджетов, продажи устройств Motorola начали стремительно падать — компания продолжала уделять основное внимание внешнему виду телефонов, не озаботясь созданием модели, способной составить конкуренцию смартфонам.
В 2006-м году, на пике успеха, концерн заработал более $40 млрд, при этом чистая прибыль составила около $3,4 млрд, но в течение следующих двух лет стоимость акций Motorola упала более чем в восемь раз — с $107 за штуку до $13.
В своё время стильная модель Motorola Razr была одним из бестселлеров, но упустив момент, когда можно было проявить инициативу и представить публике свою модель смартфона, производитель потерпел сокрушительное фиаско — растущие год от года убытки в конце концов заставили руководство корпорации Motorola Inc. выделить подразделение по производству мобильных телефонов в отдельную компанию и продать его интернет-гиганту Google, который уже объявил, что собирается вернуть бренду Motorola лидерство на рынке сотовых телефонов и гаджетов.
2. Ребрендинг Snapple
Сделку по покупке концерном Quaker Oats бренда безалкогольных напитков Snapple, считают одной из самых неудачных в истории бизнеса. Компания Quaker Oats, входящая в число старейших производителей пищевых продуктов в Соединённых Штатах, приобрела Snapple за $1,7 млрд — по оценке экспертов эта сумма была почти на $1 млрд больше истинной цены бренда, так как на момент подписания совершения сделки Snapple уже терял свою стоимость.
Специалисты, отвечающие за маркетинговую политику Quaker Oats решили провести масштабный ребрендинг напитков и изменить схему распространения продукции Snapple — вместо небольших круглосуточных магазинов напитки предполагалось продавать в супермаркетах, рекламная стратегия была в корне пересмотрена, новые владельцы изменили даже ёмкость тары, в которую разливали напитки.
Нововведения не понравились дистрибьюторам Snapple и они один за другим начали отказываться от сотрудничества. Quaker Oats попытались спасти ситуацию, продавая под маркой Snapple cвои напитки Gatorade, однако их популярность оставляла желать много лучшего.
Продажи Snapple падали, каждый день компания приносила Quaker Oats миллионные убытки, вынудив пищевого гиганта провести массовые сокращения сотрудников. Было ещё несколько попыток вывести Snapple на прежний уровень продаж, однако они не дали результата — дошло даже до того, что Snapple начали бесплатно раздавать на улицах. Менее, чем через 2,5 года после покупки Quaker Otas продала компанию концерну Triarc за $300 млн.
3. Western Union и технический прогресс
В 1877-м году создатель телефонного аппарата Александр Грэхем Белл предложил Western Union за $100 тыс купить патент на своё изобретение, однако глава корпорации Уильям Ортон посчитал сделку невыгодной, так как у Western Union уже имелся патент на использование телеграфа — одной из самых перспективных технологий того времени. В своём письме к Беллу Ортон заявил, что коммерческая ценность его изобретения сомнительна и назвал телефон «электрической игрушкой». Знал бы он…
4. Новая формула Coca-Cola
В 1985-м году, в честь столетнего юбилея самой популярной в мире газировки компания Coca-Cola вывела на рынок напиток под брендом New Coke. Новинка отличалась от классической «Колы» немного изменённым вкусом, однако в целом формула оставалась той же, при этом производство «Колы» по старому рецепту было приостановлено.
Несмотря на схожесть Coca-Cola и New Coke, последняя не понравилась потребителям и продажи резко упали на 20%, в результате чего компания решила вернуться к прежней рецептуре, в очередной раз подтвердив старую истину: «Не чини, коли не поломано!».
5. Отказ 20th Century Fox от прав на Stars Wars
Топ-менеджеры кино-гиганта 20th Century Fox наверняка до сих просыпаются по ночам в холодном поту, вспоминая о производстве первой киноленты из саги «Звёздные войны». В 1970-х годах, когда Джордж Лукас носился по кино-студиям, ища деньги на экранизацию написанного им сценария научно-фантастического фильма.
Получая отказ за отказом, режиссёр не оставлял попыток претворить замысел в жизнь и добился своего. 20th Century Fox согласилась спонсировать проект, однако через некоторое время после начала работ над лентой между руководством студии и Лукасом возникли разногласия — инвесторы намеревались задействовать в фильме звёзд первой величины, а режиссёр настаивал, что сам подберёт актёров из числа новичков, не примелькавшихся на экранах. В итоге студия пошла навстречу Лукасу и согласилась передать ему все права на персонажей саги и дальнейшие экранизации «Звёздных войн» при условии сокращения его зарплаты на $20 тыс.
Режиссёр не прогадал — с момента выхода на экраны первого фильма серии «Star Wars» прибыль от распространения всех частей саги на DVD и VHS-носителях составила около $4 млрд, ещё $12 млрд Лукас получил от продажи товаров с символикой «Звёздных войн».
6. Проблемы со слухом
Путь «The Beatles» к успеху был не слишком долог, но тернист — прежде чем стать самой главной группой всех времён и народов, участникам ливерпульского квартета пришлось выслушать немало уничижительных отзывов о своей музыке и не раз столкнуться с захлопнутыми перед носом дверями звукозаписывающих компаний.
1-го января 1962-го года «четвёрка» прослушивалась на студии лейбла Decca Records и сотрудник компании заявил менеджеру коллектива, что у парней просто ужасный звук, а «времена бойз-бэндов, бренчащих на гитарах, давно прошли», так что сотрудничество с ними вряд ли будет плодотворным. «The Beatles» в очередной раз отказали, а примерно через полтора года мир захлестнула повальная битломания. Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и присоединившийся к ним Ринго Старр превратились в настоящих идолов для миллионов поклонников по всему миру и остаются ими до сих пор. Вероятно, через некоторое время после памятного прослушивания владельцы Decca Records искусали себе все локти.
7. Невнимательность Kodak к «цифре»
Продукция фирмы Kodak долгое время была эталоном качественной фототехники, однако c недавних пор фотокамеры Kodak встречаются всё реже. Всё дело в недальновидности и нерасторопности руководства компании, сотрудник которой, между прочим, ещё в 1976-м году создал первый в мире цифровой фотоаппарат. Корпорация не стала торопиться с выпуском потребительских моделей, в результате чего упустила инициативу и потеряла значительную долю рынка цифровых фотоаппаратов.
Позже производитель пытался наверстать упущенную выгоду, но было уже слишком поздно и в 2012-м году, после многолетней агонии, компания Kodak сообщила о своём банкротстве.
8. «Google не стоит $1 млн»
У интернет-ресурса www.excite.com в 1999-м году была возможность купить компанию Google по цене, которая при нынешнем положении вещей кажется смехотворной — Сергей Брин и Ларри Пейдж предполагали выручить за свой поисковик $1 млн, однако сделка не заинтересовала боссов Exite. Генеральный директор компании Джордж Белл предложил разработчикам поисковой технологии только $750 тыс и те отказались продавать своё детище. В настоящее время корпорация Google Inc. оценивается почти в $400 млрд.
9. Жадность Blockbuster
Компания Blockbuster, несколько лет назад владевшая крупнейшей в Соединённых Штатах сетью салонов по прокату и продаже кинофильмов и видеоигр, в начале 2000-х поскупилась выделить средства на покупку молодой, но перспективной компании Netflix, только что запустившей онлайн-сервис по продаже видео — это решение стало для гиганта видеопроката фатальным.
Соучредитель Netflix Рид Хастингс изначально предлагал Blockbuster разместить в салонах компании рекламу интернет-сервиса, взамен владелец видео-прокатов получал возможность укрепить свои позиции во всемирной паутине. Позже зашёл разговор о продаже Netflix за $50 млн, но в руководстве Blockbuster посчитали, что цена завышена и поспешили отказать Хастингсу. Через некоторое время дела Рида и его компаньонов пошли в гору, а Blockbuster в 2010-м году объявила себя банкротом.
10. Консерватизм Росса Перо
В 1979-м году американский бизнесмен Росс Перо совершил главную ошибку в своей жизни, отказавшись приобрести компанию 23-летнего Билла Гейтса, которая впоследствии стала крупнейшим в мире поставщиком программного обеспечения для персональных компьютеров. Осторожный Перо не стал покупать Microsoft за солидную по тем временам сумму в $40 млн, рассудив, что компания не стоит этих денег и к тому же имеет весьма туманные перспективы. Остаётся только добавить, что сейчас журнал Forbes оценивает «компанию с туманными перспективами» в $343 млрд.