Мобильные телефоны не станут компьютерами, утверждал Аркадий Волож десять лет назад, когда его компания "Яндекс" оценивалась всего в $30 млн. Насчет смартфонов Волож не угадал, пишет Коммерсантъ, зато выполнил свои обещания перед инвесторами. Теперь "Яндекс" стоит в 200 с лишним раз больше, чем в 2002-м году.
Текст: Николай Гришин
"У меня есть расчеты, сделанные одним инвестиционным аналитиком, которые обосновывают цену компании в пределах от $15 млн до $30 млн"
Расчеты были сделаны ровно десять лет назад. C тех пор капитализация "Яндекса" выросла более чем в 200 раз, если брать верхнюю границу оценки. В результате торгов в первый же день IPO в мае 2011 года стоимость одной акции "Яндекса" выросла на 40%, до $35, а ее капитализация превысила $11 млрд. К ноябрю 2012 года, правда, на волне общего снижения интереса инвесторов к технологичным компаниям цена акции упала до $21.
"Мы говорили: "Вы инвестируете в будущую первую компанию Рунета""
В 2000 году Аркадий Волож обещал инвесторам, что "Яндекс" станет лидером в Рунете, и не обманул. Baring Vostok Capital Partners купил 35,72% акций "Яндекса" за $5,28 млн. Если бы инвестор решил зафиксировать прибыль во время IPO, то выручил бы $1,7 млрд. Но, похоже, Baring Vostok верит в потенциал "Яндекса" и пока свой пакет не продает. Между тем 12 лет назад покупка выглядела совсем неоднозначной: на мировом рынке начался крах доткомов, и частные инвесторы фонда потребовали от инициатора сделки — старшего партнера Baring Vostok Елены Ивашенцевой — продать акции "Яндекса", чтобы спасти хотя бы часть средств. Но она решила "держать".
"Вообще-то в Рунете это было стандартной схемой (продажа контрольного пакета.— СФ), но нам удалось оставить контроль за собой"
До сих пор Волож — крупнейший частный акционер "Яндекса" (ему принадлежат около 12,3% компании), вместе с коллегами-акционерами он может определять стратегию бизнеса. Однако в 2009 году он отдал Сбербанку "золотую акцию", которая позволяет госбанку блокировать продажу долей "Яндекса". История с "золотой акцией" возникла вскоре после того, как тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев назвал ведущие интернет-компании стратегическими и заявил, что не хотел бы, чтобы они попали под контроль иностранцев. Волож к пожеланию прислушался.
"Рекламироваться на телевидении надо немедленно, потому что через год телереклама подорожает вдвое"
Прогноз сбылся. С начала 2000-х реклама подорожала в три-четыре раза. Несмотря на это, на телевидении сегодня рекламируются многие интернет-компании: Avito, "Озон", Google, Biglion и тот же "Яндекс" (весной он запустил рекламную кампанию "Ответы на все случаи жизни"). Десять лет назад "Яндекс" был первопроходцем. На федеральных телеканалах появился ролик, в котором самый именитый российский дизайнер Артемий Лебедев в образе амбала-гопника подходил к интеллигентному юноше и страшным голосом спрашивал: "Закурить не найдется?" Ответом была строка поисковика и слоган "Найдется все".
"Надо уметь шутить с аудиторией. Я не знаю, как шутят на Филиппинах, поэтому никогда не запущу филиппинский портал"
Филиппинский юмор от Воложа по-прежнему далек, зато он учится шутить по-турецки. По крайней мере, осенью 2011 года появился портал Yandex.com.tr и офис "Яндекса" в Турции. Это первый экспериментальный проект российского поисковика за пределами стран СНГ. Сейчас доля "Яндекса" в трафике турецких сайтов — около 1%, но Google уже открыл в стране свой офис.
"Компания "Яндекс" — это в основном люди. Нам не нужна бумага для публикации, не нужны типографии, а каналы связи у нас свои"
О ценности сотрудников любят рассуждать многие руководители. Но мало кто из предпринимателей сделал своих подчиненных долларовыми миллионерами. С 2007 года в "Яндексе" действует опционная программа, в которой участвуют несколько сотен сотрудников.
"Нам в интернете хорошо. Мы не испытываем затруднений с заработком на этой площадке. Да и возможностей еще столько, что для придумывания чего-то нового из Сети уходить вовсе не обязательно"
Возможностей оказалось действительно много. Начиная от проекта "Яндекс.Пиво", который осуществлял поиск по 2,5 тыс. сортам пива (реклама в нем принесла $50 тыс.), до платежной системы "Яндекс.Деньги" и агрегатора интернет-магазинов "Яндекс.Маркет". В прошлом году их выручка составила 383 млн руб. и, по оценкам, 1,5 млрд руб. соответственно. Кстати, другая старейшая российская поисковая система "Рамблер" в 2002 году решила выйти за пределы интернета, создав телеканал "Рамблер телесеть". Из-за низких рейтингов и убытков в 2007 году канал был закрыт, а поисковик отстал от конкурента.
С головой ушел в сеть
На фото 2003 года Аркадий Волож в серверной "Яндекса" — тогда все серверы компании еще помещались в одной комнате
Фото: Коммерсантъ
"Интернет отъедает куски от этого рынка (контекстная реклама забирает клиентов у справочных изданий.— СФ). Пока отъел немного, десятую часть. Но вырасти до $200 млн сам бог велел"
Прогнозы десятилетней давности уже стали реальностью. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2011 году объем контекстной рекламы в Рунете вырос на 63%, до $900 млн. "Яндекс" на этом рынке безоговорочный лидер с 60%. Google Russia занимает 31%, "Бегун", входящий в Mail.ru Group,— 7%.
"Иностранные интернет-компании тоже изучают все опции: купить одного из крупных игроков или выйти самостоятельно, как Google в Европе. Но я плохо представляю, как им самим отыграть российский рынок"
В середине 2000-х топ-менеджеры Google вели переговоры с Аркадием Воложем о покупке "Яндекса", но договориться так и не удалось. В итоге лидер мирового рынка поиска стал развиваться в России самостоятельно. По данным LiveInternet, в сентябре 2012 года доля поиска "Яндекса" в Рунете составляла 61,3%, а Google — 25,1%.
"Все попытки соединить мобильный телефон с компьютером, а компьютер с телевизором лишь порождают нишевые продукты"
Пожалуй, единственная серьезная ошибка — в футурологии Аркадия Воложа. По данным МТС, в первом полугодии 2012 года смартфоны занимали 62,4% рынка мобильных телефонов. Осенью 2012 года "Яндекс" запустил собственный браузер, что связано с распространением мобильного интернета.
Неоновые вывески и надписи на заказ за 1 день в Москве — это отличное вариант для тех, кто хочет оперативно обновить свою рекламу или добавить оригинальный акцент в интерьер. Компания ВНЕОНЕ ...
Неоновые вывески и надписи на заказ за 1 день в Москве — это отличное вариант для тех, кто хочет быстро обновить свою рекламную продукцию или добавить оригинальный акцент в интерьер. ...
Мебель на заказ по индивидуальным размерам – это эффективный способ оформить пространство, которое полностью соответствует вашему вкусу и потребностям. Ателье мебели КоТиКо предлагает ...