Увеличение производственной мощности, расширение меню и новые кадры
В небольшом городе в 8000 жителей, куда Гульназ Уразовой пришлось переехать в 2016 году, сложно было найти работу. И она решила проблему собственного трудоустройства, став предпринимателем: начала готовить традиционную мусульманскую еду — халяль — и продавать ее знакомым, друзьям и соседям.
Постепенно слава о качестве мясных продуктов Гульназ распространилась за пределы города. В 2017 году ее проект стал победителем конкурса «Я бизнесмен» в номинации «Выбор жюри» и получил грант в 500 000 руб.
О неожиданной победе, стремительном развитии бизнеса и покорении столицы Татарстана Гульназ Уразова рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Неожиданный, но заслуженный выигрыш
Победа в конкурсе «Я бизнесмен» стала настоящей неожиданностью для нашего небольшого семейного производства. На тот момент в бизнесе трудились мои родственники, которые под честное слово согласились поддержать своими усилиями мой молодой проект. В день мы производили 15-20 кг мясной продукции и мечтали о масштабировании в Казань.
Когда мы с мужем узнали о конкурсе, поначалу отнесли к нему скептически: думали, что победители там определены заранее из «своих». Всего за три дня до окончания приема заявок все-таки отправили свое видео, которое в итоге и было объявлено победителем.
Полученные деньги мы полностью инвестировали в развитие. Расширили парк производственного оборудования: закупили два холодильника и раскаточную машинку. Благодаря этому наша производственная мощность увеличилась с 15-20 кг ежедневно до 60-70 кг.
Финансовая поддержка помогла нам решить и другую принципиальную проблему — логистику. Мы закупили подержанную машину с морозильной камерой и с декабря 2017 года начали возить собственный товар в Казань.
В столице Татарстана наша продукция представлена на городском рынке «Агропарк» — специализированной площадке для предпринимателей, занимающихся сельской продукцией. Попасть в «Агропарк» непросто: нужно пройти тщательный контроль, доказать, что твоя продукция не содержит вредных добавок, производится из натуральных продуктов. Рынок собирается два раза в неделю по выходным, стоимость аренды в сутки составляет 500 руб. За день нам удается реализовать там порядка 60-100 кг нашей продукции. Кроме Казани наши мясные деликатесы можно купить и в родном для нас городе — в Набережных Челнах. Туда мы приезжаем примерно раз в две недели и обслуживаем конкретные заказы — суммарно продаем по 70-100 кг товара за раз. Клиентов находим в социальных сетях: даем объявление о планируемом визите, назначаем время и место и уже там встречаемся с нашими покупателями.
Специфика продаж
Выход в каждый новый город — дорогостоящее предприятие, и пока что финансовой возможности дальнейшего масштабирования у нас нет. Основной канал продаж — собственный фирменный магазин, работающий при нашем цехе.
Затраты на организацию магазина составили порядка 175 000 руб., из которых 117 000 мы получили от местного центра занятости, остальное — собственные сбережения и оборотные средства. Эту точка уже вышла на самоокупаемость.
Весь товар в магазине и на рынке реализуется в полном объеме, иногда к нам приходят люди, которые заказывают себе продукцию к обеду, и мы специально ее делаем для них.
Производство мы пока не расширили, зато увеличили штат и организовали работу в две смены. В штате сегодня всего 7 человек: мы с мужем и пять наемных сотрудников, которых мы нашли по рекомендации друзей и знакомых. Бизнес сейчас активно развивается, поэтому мы можем предложить людям рыночную зарплату — 15 000 — 18 000 руб.
Всех сотрудников мы обучаем самостоятельно. Четыре человека работают у нас в день, остальные три — в ночь. В неделю наше небольшое производство, которое мы пока так и не расширили, готовит около 420-490 кг продукции, в месяц это около 2 тонн.
В меню добавили несколько позиций: новый вид котлет, блинчики с мясом, купаты. В ближайших планах теперь фаршированные перцы, вареники с картошкой, грибами и творогом.
Читайте также: «Хороший кофе должен стоить разумных денег» — интервью с Филиппом Лейтесом
Новые планы
Серьезных неудач за два года предпринимательства у нас не было. Мы планомерно движемся к намеченным целям, пока не в таком темпе, как хотелось бы. Главная причина медленного развития — недостаток финансов. Кредиты мы брать не хотим, по поводу внешнего инвестора тоже пока сомневаемся.
В ближайших планах продолжить географическое масштабирование — хотим выйти в другие города, начать поставки в новые магазины. Сейчас мне кажется, что запускать собственные магазины выгоднее, чем пробиваться в стороннюю розницу. В последнем случае приходится постоянно конкурировать с другими производителями, а в фирменный магазин клиенты уже целенаправленно приходят за нашими продуктами.
Всем новичкам я советую поставить себе амбициозную цель, нарисовать четкую картинку, каким вы хотите видеть собственный проект через 5-10 лет, и идти к этому результату. Конечно, ошибки бывают у всех: я тоже спотыкаюсь и падаю, но встаю и продолжаю идти к своей мечте. Я уверена: безвыходных ситуаций не бывает. Еще я советую не жить стереотипами, не думать, что везде все куплено и честно победить в конкурсах или получить гранты от государства нельзя. Верьте в себя!
Автор: Елена Тимохина