3 сценария 2009: Чего ждать “малышам” от наступающего года?
Человек тем и отличается от животных, что может не только помнить, что и как было (и извлекать из этого уроки на будущее, что, впрочем, относится к наиболее развитым особям), но и думать, предполагать и прогнозировать, как и что может быть в будущем. И, соответственно, пытаться извлечь из этого выгоду. 2008-й уже фактически ушел, считаные часы остались до традиционного телепоздравления, новогоднего боя курантов, праздничных тостов и звона бокалов. В то же время пора и подумать, что несет малому и среднему бизнесу (МСБ) в России наступающий 2009-й?
Как это принято в нашей стране в последние годы (да и вообще в народных традициях, стоит лишь вспомнить про сказочного богатыря, перед которым от судьбоносного камня всегда расходятся три дороги), по причине полной бесперспективности предсказания пойдем по пути трех сценариев. По сути, те же гадания на кофейной гуще, но если у нас государственные министерства строят планы развития страны по трем вариантам, то уж нам-то вообще не грешно идти таким путем.
Итак, три сценария возможного развития. Как всегда — оптимистичный, умеренный и негативный. Какой более вероятен, решим чуть позже.
Сценарий первый — если подходить к будущему с оптимизмом. Согласно которому в наступающем году удастся решить несколько главных причин, мешающих развиваться малому и среднему бизнесу (МСБ). Как следует из результатов масштабного исследования, проведенного одной из крупнейших общественных деловых организаций, сейчас небольшие и средние предприниматели испытывают проблемы по нескольким основным направлениям: дефицит профессиональных кадров (как производственных, так и управленцев, и в финансовой сфере), недоступность офисных и производственных площадей, нехватка финансовых средств (в том числе заемных). И излишнее административное давление вкупе с коррупцией со стороны представителей государственной власти.
С нового года начнет действовать новый закон, который существенно ограничит право разного рода контролирующих органов проверять, а главное, обирать представителей малого и среднего бизнеса. Излишнее административное давление и барьеры сметет широкая волна новой предпринимательской поросли. С одной стороны, армия предпринимателей пополнится теми, кого уже уволили и уволят в течение первого полугодия 2009-го. Причем значительную часть сокращенных составят люди не просто с высшим образованием, а уже привыкшие к работе в рыночной среде. То есть ситуация в корне отличается от первой предпринимательской волны, когда бывшие инженеры на советских заводах и выброшенные на обочину жизни советские же учителя и ученые на своей шкуре начинали приходить к пониманию, что рынок — это не только то место в их городке, где приобретают зелень к столу и покупают апельсины и прочие фрукты-ягоды. Ряд компаний и производственных предприятий, которые ужмутся в своих площадях, начнут предоставлять излишние квадратные метры в аренду малым компаниям, с одной стороны, оптимизируя собственные платежи за те же коммунальные услуги, а с другой — получая от сдачи дополнительные доходы.
Что касается финансирования, то и здесь есть поводы для оптимизма. С одной стороны, премьер-министр и президент ответственно объявили, что государство, во-первых, будет помогать МСБ, а во-вторых, будет осуществлять контроль за тем, как выделенные банкам для этих целей средства станут доходить до адресатов. А главное, что зазвучало в полную силу на протяжении последних пары недель, большая часть госзаказов на всех уровнях, от федерального до муниципального, должны теперь доставаться отечественным производителям и поставщикам. В условиях, когда на значительной части российской территории средства бюджетов будут самыми существенными, а то и единственными реальными, размещение заказов среди предприятий МСБ способно обеспечить по крайней мере их сохранение в числе действующих субъектов предпринимательства.
Единственное, коллеги, что смущает во всей этой благостной картине, — так это лишь одно маленькое обстоятельство. Так может быть лишь в случае, если наши чиновники будут не только думать, но и действовать по-государственному, забыв о личном интересе. Вот только этот единственный штришок перечеркивает все благие намерения самых разных ветвей власти. И потому данный вариант маловероятен, а излишний оптимизм явно неуместен. Если бы довелось делать ставку у букмекера, то вероятность выигрыша по этой комбинации вряд ли превысила бы 5%.
Надеясь на лучшее, готовься к худшему. Все, кто не разорился в первые пару лет своего бизнеса, явно следовали этому лозунгу в ведении собственных дел. И он их не подвел. Худший вариант в следующем году более вероятен, чем нездорово оптимистичный прогноз. Начнем разбор по тем же проблемным параметрам.
В законе об ограничении проверок появилась гигантская по масштабам лазейка: предусмотрен контроль со стороны муниципальных органов власти, которого раньше не было. И нет сомнений, что местные чиновники воспользуются этой лазейкой по полной. Другой нюанс связан с тем обстоятельством, что депутаты Госдумы, принимая пакет законопроектов по борьбе с коррупцией, отложили срок декларирования имущества родственниками чиновников на год. Эта норма начнет действовать не с 2009-го, а с 2010 года. Если учесть, что у большинства чиновников, которые имеют право подписи, как правило, кто-либо из родственников является учредителем или директором какого-нибудь ООО или ЗАО, то не стоит тратить много времени, чтобы догадаться, кому именно достанутся госзаказы, по крайней мере на уровнях муниципальном и региональном. Грядущие и проходящие сокращения “белых воротничков”, в том числе из числа чиновников (а сейчас Интернет пестрит сообщениями о сокращениях в 20—30% персонала городских и областных администраций), лишь в малой степени пополнят ряды квалифицированного персонала уже существующих компаний МСБ, чтобы тем самым усилить их.
Имеющие желание применить свои силы в этой сфере финансисты, скорее, предпочтут выступить самостоятельными игроками. Что же касается уволенных чиновников, то они сделают все, чтобы наработанные ими связи давали максимум финансовой отдачи. А потому следует быть готовым к тому, что разного рода справки и прочие документы для муниципальных учреждений надо будет опять получать в неких консультационных ООО, учрежденных бывшими чиновниками с милостивого разрешения и при участии действующих.
Та же самая история произойдет и с арендой площадей — вне зависимости, для офиса или для производства. Не забудем, что муниципальные и региональные заказы станут основными финансовыми средствами в значительной части регионов. А распределять их будут те же чиновники.
Количество малых предпринимателей, таким образом, может даже возрасти, но вот поскольку покупательский спрос останется тем же самым (в лучшем случае), а то и сократится, то новые малые предприятия будут забирать себе часть денег, которые могли бы достаться обычным компаниям МСБ. Не исключено, что им они потом все же достанутся, поскольку госзаказ надо будет обеспечивать реальными товарами и услугами, но в сильно усеченном и секвестрированном виде. Вероятность такого развития можно оценить, наверное, в 60%.
И, наверное, где-то посередине между этими вариантами лежит умеренно-негативный сценарий. Противостоять переходу чиновников в предприниматели со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для остальных предпринимателей практически невозможно. Поскольку столь же трудно поймать “радеющих родному человечку” за руку. Можно лишь попытаться ввести процесс в более-менее цивилизованное русло. Что в состоянии обеспечить только прозрачность всех государственных, региональных, муниципальных и тому подобных конкурсов и тендеров.
Вот только не стоит надеяться, что все это будет дано самой властью, даровано, как говорится, свыше. За прозрачность надо будет бороться. Тем же самым предпринимателям, объединениям, защищающим их права. И завоевывать их в диалоге с представителями власти. Любая власть изначально не настроена на диалог, наша — тем более. Ее надо к разговору вынуждать. В том числе и относительно жесткими методами. Вплоть до того, чтобы всему предпринимательскому сообществу отказаться от выполнения субподрядных работ по городскому конкурсу, если он проводился нечестно. Только согласованная общая позиция предпринимателей может выступать силой, с которой будут вынуждены считаться власти.
Тогда и только тогда умеренно-негативный сценарий может стать реальностью. Которая позволит малому и среднему бизнесу выстоять в наступающем непростом году и пройти его без ощутимых потерь. Увы, но вероятность этого вряд ли превышает 30—35%. Если не верите, сходите к букмекерам.
Ещё по теме: