Бизнес‑план для франчайзи: 7 нюансов, которые важно учесть до запуска проекта
Бизнес, открытый по франшизе, имеет больше шансов на выживание, чем стартап. Ведь даже милой уютной кофейне или пиццерии сложно конкурировать с крупным сетевым брендом. К тому же вы получаете советчика и опытного партнера в лице головного офиса. Но, как и в любом новом деле, вам понадобится бизнес-план.
Ниже представлена простая инструкция, что делать, если вы решили развиваться как франчайзи.
Выберите направление из списка интересов
Выбирая сферу, в которой хотите преуспеть, задайте себе три вопроса:
- Что мне нравится делать?
- Что я умею делать лучше всего?
- Что приносит мне деньги?
Ответы на эти вопросы подскажут вам, в каком направлении двигаться.
Например, если вы уже разбираетесь в автомобилях, спокойно открывайте автосервис. Нравится готовить или вы учились кулинарии, открывайте ресторан. Если же вы уже управляли людьми в какой-то компании, то отнеситесь к управлению как к искусству и открывайте любое дело, основанное на ваших навыках.
Оцените финансовые возможности
В корне неверно полагать, что вложения во франшизу ограничиваются паушальным взносом, то есть той суммой, которую вы платите франчайзеру за право использования бренда. Вам предстоит рассчитать запас средств, которые потребуются до выхода на плановый оборот и плановую прибыль.
Это могут быть месяцы, а в некоторых случаях — годы. Как правило, порядочные франчайзеры предоставляют достоверную информацию и вместе со своими партнерами рассчитывают необходимую сумму.
В смету запуска бизнеса, если это ресторанный бизнес или любой ритейл, входят:
- ремонт;
- оснащение;
- оборудование;
- подведение коммуникаций;
- затраты на открытие юридического лица;
- касса;
- информационная система;
- лицензирование.
Помимо этого вы должны заложить деньги на работу управляющей команды, которую придется нанять еще до старта основного бизнеса. Обычно эти затраты являются основными.
Отнеситесь к цифрам, которые обозначают продавцы франшиз, максимально скептически. Они могут заявлять сроки окупаемости ниже реальных. Для большинства компаний нормальный срок окупаемости — от 6 до 12 месяцев. Часть крупных предприятий, которые уверенно держатся на рынке, заявляют срок окупаемости в 2 года, что, скорее всего, будет правдой, и это нормальное реальное значение.
Проверяйте данные на примере кейсов партнеров, которые уже работают по франшизе.
Общайтесь с первым лицом компании-франчайзера
Определяясь с компанией-франчайзером, задавайте максимальное количество вопросов. Узнайте, как именно поддерживает головная компания своих партнеров, какие услуги оказывает. Будьте максимально конкретны, прямо спрашивайте о действующих франчайзинговых точках, о продукте и самое главное — о том, по каким каналам о вашей точке узнают клиенты, откуда они придут.
Постарайтесь настоять на общении с первым лицом компании и оцените, насколько информативной будет эта встреча, сможет ли представитель франчайзера дать вам полезные сведения по конкретной отрасли.
Устройте дополнительную проверку
Даже если компания произвела на вас положительное впечатление, устройте дополнительную проверку. Узнайте, как связаться с другими франчайзи, и подробно расспросите их про опыт работы с компанией. Четко проговорите, какой объем инвестиций необходим для входа и что в него включено.
Спросите у будущих партнеров о сроках окупаемости, о том, какую маркетинговую, юридическую поддержку оказывает компания и сколько ориентировочно может стоить франчайзинговая точка через несколько лет.
Необходима юридическая проверка организации, которая продает франшизу. По возможности исключите риск заключения юридических отношений с недобросовестной компанией.
Определите временные рамки
До момента открытия бизнеса «с шариками и красной лентой» вас ждет масса дел: как минимум поиск помещения, открытие юридического лица и счета в банке, оформление необходимой документации, поиск персонала, маркетинговая и рекламная кампании.
Конечно, в каждой сфере есть свои нюансы. Возможно, потребуется купить у поставщиков оборудование или товар. Скорее всего, вы будете создавать страницы в социальных сетях о вашем бизнесе. Наверняка вы и ваши сотрудники пройдете обучение у франчайзера, онлайн или очно. Список подготовительных шагов варьируется. Точный план действий вы сможете составить тогда, когда определитесь с франшизой.
Определите для себя конкретные временные сроки на каждую задачу, чтобы запуск проекта не затянулся на месяцы и годы.
Следуйте инструкциям и не полагайтесь на авось
Пользуйтесь лучшими практиками, применяемыми в компании.
Так, основное правило любого ритейла — это правило «3М»: место, место и еще раз место. И все крупные компании, которые занимаются общепитом во франчайзинге, просят у своих будущих партнеров заранее узнать, где в городе или районе наиболее высокий трафик, где проходят потоки людей, спешащих на работу и с работы, ведущих детей в школу и на дополнительные занятия.
Обычно франчайзеры инструктируют партнеров о том, как правильно посчитать трафик, и анализируют эти данные, исходя из специфики конкретного бизнеса.
Создавайте сильный актив
Стройте долгосрочные планы, но имейте в виду, что, возможно, бизнес придется продать. Создавайте сильный актив, а отношения с партнерами завершайте максимально корректно, на базе существующего договора, чтобы избежать финансовых и репутационных рисков.
Посмотрите на Avito примеры компаний, которые продают бизнес в вашем городе, свяжитесь с ними, спросите, по какой методике они рассчитывают стоимость своего бизнеса.
Во всем мире расчет ведется по чистой годовой прибыли, однако в разных странах (в зависимости от уровня развития экономики) мультипликатор разный. Это может быть одна годовая прибыль (самая консервативная оценка), три годовые прибыли, пять годовых или десять.
В России принято оценивать бизнес, ориентируясь на планку от 3-х до 5-ти годовых прибылей компании, но, как правило, покупают его дешевле. Поэтому, строя бизнес по франшизе в отдельно взятом городе, читайте договор, узнавайте, на какой временной период вам дана лицензия или право пользования брендом. Это не родственные связи, а франшиза. В бизнесе отношения конечны.
Автор: Василь Газизулин