Чем стартап отличается от обычной компании, и почему приносящий прибыль стартап плох
В прошлом году, как сообщил Фонд развития предпринимательства (EAS), эстонские стартап-фирмы привлекли 17 миллионов евро частных инвестиций, из них более двух миллионов — из Эстонии, а за первые два месяца текущего года в стартапы было вложено уже более 8 миллионов евро. Сектор инфотехнологий называют флагманом эстонской экономики, и у ИТ-стартапов в этом секторе важная роль.
Для тех, кому тема стартапов не слишком близка, объясните, пожалуйста, разницу между стартапом и обычной компанией?
Хорошая обычная компания — это та, которая приносит прибыль, а стартап, который приносит прибыль — это плохой стартап. Потому что стартап — это еще не компания, это проект, который ищет модели, из которых можно построить компанию. Когда ты уже нашел модели, ты генерируешь деньги, тогда твоя главная задача — это масштабировать стартап.
Чем отличается стартап от салона красоты: тем, что стартап может когда-нибудь принести 100 миллионов в год, а салон красоты никогда не сможет приносить в год 100 миллионов долларов. Он определяется масштабируемостью, то есть тем, что у тебя маленькая компания, которая может вырасти в большую компанию. И поэтому самое важное для стартапа — именно вырасти. Для него прибыль — это абсолютно ненужно, если ты имеешь прибыль, это значит, что ты не растешь достаточно быстро, эти деньги ты бы мог инвестировать в рост, и ты бы рос быстрее. Поэтому у нас (у ZeroTurnaround) в 2011 году была прибыль, а в 2012 мы поумнели и к тому же взяли заем и т.д., все идет в дело. Поэтому мы не генерируем прибыль, а как раз наоборот. За счет этого мы больше выросли в этом году, больше, чем в прошлом году, не только в абсолютных цифрах. Там разница около 147% в 2011 году и 168% в 2012, то есть мы реально быстрее росли.
Стартап определяется тем, что а) это просто группа людей, b) они ищут возможность создать бизнес, c) этот бизнес — масштабируемый (от англ. scalable — прим. ред.). Это маленькая компания, которая в душе хочет стать большой, и которая для этого имеет если не возможность, то как минимум потенциал. Есть примеры, когда из одного ресторана вырастают тысячи ресторанов, но это тяжело масштабируемая бизнес-модель, а ИТ-бизнес, например, Google — это очень легко масштабируемый бизнес.
У нас масштабируемый бизнес, но он основан на продажах, поэтому нам надо увеличивать количество людей в продажах. Так, хороший стартап не генерирует прибыль, хороший стартап генерирует рост. Единственное, на что все инвесторы и вообще, кто хочешь, смотрят, это то, что называется top-line (валовая выручка — прим. ред.). То есть — сколько денег ты приносишь.
Есть разные варианты, как это называется, это, кстати, не называется обычно оборотом, потому что оборот — это конкретное понятие из бухгалтерской практики, но оно не всегда хорошо применимо. Например, к нашей компании очень плохо применимо понятие оборот, потому что если ты возьмешь бухгалтерский оборот, он у нас почти в три раза меньше, чем та цифра, на которую мы смотрим и которая нас волнует, потому что бухгалтерские понятия уже немного отстают от современного мира. Поэтому обычно говорят о том, сколько денег ты приносишь в год, сколько денег ты приносишь в месяц, и еще — очень часто говорят даже не о том, сколько ты приносишь, а сколько у тебя регулярный доход (recurring revenue), то есть доход, на который ты можешь рассчитывать и в следующем месяце, и через год.
Что делает стартап успешным, что нужно, чтобы он не стал однодневкой? Достаточно ли просто человека с идеей?
Очень сложный вопрос, очень много про это написано, рассказано. Много факторов, человека с идеей вообще не достаточно. Человек с идеей — это вообще ничего, это даже не считается стартапом. Нужна хорошая команда, и в том числе, — я считаю, один из главных факторов — креативная команда, которая реально может генерировать много идей подряд, потому что в стартапе все все время меняется, ты никогда точно не знаешь, что тебе нужно, у тебя очень ограничен ресурс, поэтому тебе нужно эти ограниченные ресурсы использовать очень и очень творчески.
Ты должен постоянно генерировать идеи, и твоя команда должна постоянно генерировать идеи, они должны быть готовы работать, должны быть готовы работать много, у них должна быть очень хорошая мотивация. И причем даже если у тебя есть и то, и другое, у тебя все равно никаких гарантий нет. Стартапы — они действуют вопреки всему, по умолчанию они умирают, и ты должен все время с этим бороться, и это очень утомительно. Как одержимость, я бы сказал. Это именно для одержимых. И если у тебя есть хорошая команда, все это есть, нужно, наверное, немножко удачи. Все равно большинство стартапов не то чтобы разваливается, они становятся маленькими фирмами, которые сколько-то там денег делают в год, но, скажем, не взрываются. Сидят, там, скрипят потихоньку, 10-15 человек. Очень стандартная судьба стартапа — это 10-15 человек делают какой-нибудь консалтинг.