Свое дело. Как это начиналось. Ошибки молодых предпринимателей
30 января 2014
Дмитрий Порочкин, Президент Московского Клуба Молодых Предпринимателей (www.mosmp.ru):
За 4 года управления Московским Клубом Молодых Предпринимателей я видел большое количество молодых и целеустремленных людей, разбирал их бизнес по кирпичикам. Я прочитал сотни бизнес планов, находясь в финансовых комиссиях Правительства Москвы…
За 6 лет предпринимательства, в каких бизнес проектах я только не участвовал, чем только не занимался - бросало меня от ресторанной деятельности до научной сферы и ИТ. Как-то раз, я да же попробовал посчитать общее число проектов, в которых был соучредителем, но сбился где-то на втором десятке. Кстати, большая часть проектов не пошла…
Своего рода я - гуру «startup-неудач»!
Поэтому свой первый пост я посвящу разбору основных ошибок молодых предпринимателей, ошибок, которые я сам проходил, ошибок на которых я набил себе кучу шишек.
Первая и основная ошибка - неправильный выбор деятельности фирмы!
Очень часто бывает так, что молодые люди идут в бизнес, не задумываясь о том, нравится им это направление или нет. Для того что бы ваше дело заработало и начало приносить денег, вы должны любить то чем занимаетесь, то что создаете, то что продаете. Вы должны жить свой работой и бизнесом…
Пример из жизни: 4 года назад я создал Клуб Молодых Предпринимателей и вот на протяжении 4-х лет я засыпаю и просыпаюсь, думая о том, как сделать Клуб еще лучше, какие бы «фишки» сделать, что сделать такого, чего ни у кого нет! В Клубе я ввел правило: «мы делаем проекты либо хорошо, либо никак».
Когда я смотрю такие фильмы как «Социальная сеть», «Черепа и кости» и т.п. я заряжаюсь позитивом и могу часами «серфить» интернет и делать записи в блокнот в поисках чего-то нового для Клуба. Наверно именно поэтому Клуб растет не по дням, а по часам.
Второе место среди основных заблуждений занимает уверенность в том, что ваш товар будет самым популярным и востребованным.
Очень часто молодые люди переоценивают емкость рынка и стоимость захода на рынок, а зачастую бывает так, что предлагаемый товар или услуга в принципе не нужна покупателю. Поэтому не пожалейте время и денег для проведения маркетингового исследования, это может вас спасти от еще больших потерь времени и денег. А если уж взялись, то как говорится: «Деритесь до последней капли крови!»
Пример из жизни: Вот тут я попадал и ни раз! Лет 5 назад, ночью, мне пришла гениальная идея (как мне тогда казалось), открыть фирму по сдачи оборудования в аренду для просмотра за домашним персоналом через интернет. На тот момент таких компаний не было. Моя компания стала первой в этой области, по сути дела я создал свой рынок и стал на нем лидером. Я снял офис, закупил оборудования, нанял персонал, заказал рекламу, мы вышли в ТОП10 Яндекс по ключевым словам и … НИЧЕГО! За пол года – год пара десятков клиентов и все. Спросите почему? Отвечаю. Когда я начал этот бизнес проект количество людей желающих понаблюдать за домашним персоналом через интернет было не более 70 в месяц (берем в лоб статистику Яндекс по количеству запросов). Я знал эту статистику, я думал что смогу «раскачать» рынок, я думал, что за счет крупных партнеров в этой области смогу привлечь клиентов, но у меня не получилось. И через 1,5 года я закрыл этот бизнес проект.
И знаете, что случилось через 3 года? Количество запросов выросло практически в 60 раз!!! Услуга стала очень популярной.
Вот грустная история о том, как я переоценил необходимость придуманной мною услуги, а когда все-таки вывел ее на рынок, то не хватило терпения, а может ума, довести ее до конца.
На третьем месте стоит заблуждение о том, что бизнес план и стратегия развития компании нужны только на бумаге.
Наличие четко продуманного бизнес плана (или бизнес стратегии) позволит вам активно действовать и завоевывать свою рыночную нишу с первых дней старта бизнеса, а не тратить время на решение различного рода препятствий и трудностей.
Досконально продуманный бизнес план поможет развивать свое дело даже при самых неблагоприятных условиях.
Пример из жизни: Однажды с друзьями открыли ресторан-клуб-бар и все бы ничего, да вот только бизнес-план который мы писали, был написан под инвестора (!), а не для реального бизнеса. Поэтому когда мы начали работать прибыль, нарисованная нами на бумаге, сильно отличалось от того, что оставалось в кассе на конец месяца. В итоге, через год нам пришлось закрыть его, правда я об этом не жалею, так как это был очень веселый год моей жизни, я познакомился с большим количеством хороших людей, с которыми и по сей день дружу.
Четвертое место среди самых распространенных заблуждений занимает проявление слабости в общении с клиентами, партнерами и сотрудниками компании.
Молодой бизнесмен, который идет на поводу уговоров партнеров, сочувствует и глубоко проникается проблемами сотрудников и клиентов, будет постоянно отстаивать не свои интересы, а соглашаться на выполнение чужых условий!!! Не давайте клиентам сесть вам на шею, четко выполняйте условия договора и требуйте того же от клиентов и партнеров, не стесняйтесь выставлять счета за перевыполненные работы по договору.
Пример из жизни: Что нельзя сажать клиентов к себе на шею и идти у них на поводу я понял это только спустя шесть лет после того как я открыл свою первую компанию. И не надо путать «сидение на шее» с «клиентоориентированностью». У меня есть одна компания в сфере ИТ Аутсорсинга, это один из моих первых бизнесов. В нем большая часть клиентов, уже стала чуть больше чем просто клиенты. Во что это выливается – сотрудники тратят на них в 2 раза больше рабочего времени, работают у них до 11 ночи и по выходным, хотя это должно оплачиваться отдельно в соответствие с договором. Не забываем, что время – это деньги! Зато когда вопрос касается своевременной оплаты счетов или где-то мы пропустили запланированные поездки к клиентам, начинаются истерические звонки мне на мобильный телефон и угрозы расторгнуть договор. Самое страшное, что они уже привыкли к тому, что мы делаем работы в 2-3 раза больше чем обязаны – они сели нам на шею и снять мы их никак не можем!
Заблуждение пятое – развивать бизнес нужно постепенно и не стоит слишком спешить.
Медленные действия по завоеванию своей доли рынка, замедление на старте и излишняя скромность руководителя это потеря драгоценного времени, а более мощным конкурентам скромность и медленное принятие решений позволяет вернуть контроль над ситуацией и отвоевать свою долю. Действия на развитие бизнеса должны быть активными и смелыми, не стесняйтесь громко заявить о своем товаре. Начинайте продавать услугу и товар, даже если он, по вашему мнению, до конца не доделан – нет пределу совершенства! Чем раньше вы начнете работать, тем раньше набьете себе шишки и получите драгоценный опыт.
Пример из жизни: Как-то раз с другом мы придумали один интернет проект, разработали ПО, начали наполнять сервисами и… закапались, пока мы наполняли сервисами проект, появились аналогичные интернет проекты. Название этим интернет проектам – купонные сервисы!
Мы были первые кто в России выложил в сеть такой проект, но все время откладывали момент запуска, пытались довести проект до совершенства… В итоге нас обошли!
Шестая распространенная ошибка – неправильно расставленные приоритеты в работе и попытка одновременной реализации по всем фронтам.
Не стоит распылять свои ресурсы и усилия, а во время работы лучше руководствоваться правилом Парето – фокусирование на 20% основных задач, которые приносят до 80% эффективного результата.
Пример из жизни: Все мои ошибки первых 3-4-х лет бизнеса связаны только с тем, что я сразу делал десяток дел. Хватался за все сразу… Вот поэтому я пока и не стал Цукенбергом.
И последнее место хотелось бы поставить такое частое заблуждение как подбор профессиональной команды.
Постарайтесь найти компаньона, который возьмет на себя участок работы в фирме, а еще лучше найдите двух компаньонов, и вы увидите, насколько быстрее и активнее начнет развиваться ваш бизнес проект. Не начинайте бизнес в одиночку – один в поле не воин!
Пример из жизни: Есть у меня один супер -проект в области хранения данных (подробнее не хотелось бы говорить, т.к. таких услуг на рынке практически нет, мы его создали пару лет назад и он сейчас только формируется). Так вот идея хорошая, деньги на развитие есть, а вот компаньона в этом проекте нет, а у меня сил не всегда хватает на него, вот он и развивается сам по себе последний год. Хотя я уверен, что на нем свой миллион заработать можно. Нет желающих вступить в команду? ))
Всем доброго времени суток! Хочу поделиться собственным опытом, к сожалению, печальным. Общая информация у меня выложена тут https://wmforum.net.ru/forum , также и причины расписаны на этой ...
У меня намечалась выставка картин, и после удачного её завершения я должен был открыть свою точку. Боялся ужасно, так как разные задачи меня просто разрывали. Обратился за помощью в компанию, ...