Деньги ангела
В прошлой колонке я постарался показать, в чем состоят глубинные отличия в подходах бизнес-ангелов и институциональных венчурных капиталистов. Личный контакт с начинающим предпринимателем для ангела куда важнее, чем для инвестфонда, а многие договоренности с автором проекта строятся на доверии. Но, разумеется, бизнес-ангел тщательно анализирует и сам проект.
Такие критерии как инновационность, уникальность и коммерческие перспективы, интересующие представителей венчурных фондов в первую очередь, крайне важны и для бизнес-ангелов. Но и личные, доверительные отношения с автором играют существенную роль и здесь. Требования бизнес-ангелов менее структурированы и формальны (поэтому их труднее описать в «учебниках»). Скажем, ангела не слишком смутит отсутствие тщательно прописанной бизнес-модели проекта, если сама идея оригинальна и перспектива. Ведь задача ангела во многом и состоит в том, чтобы помочь предпринимателю эту модель построить.
Так что, пока решение об инвестировании не принято, инноватор... должен сделать все, чтобы понравиться бизнес-ангелу. Кстати, здесь я могу отметить, что российская ментальность, открытость людей в нашей стране весьма способствуют тому, что обычно личный контакт налаживается быстро. Но верно и обратное. Если разработчик на первой же встрече произведет на потенциального инвестора плохое впечатление, впоследствии ему будет сложно восстановить доверие. Даже если проект по всем статьям выглядит просто выдающимся.
Так что разработчику придется предпринять ряд правильных шагов с тем, чтобы сначала добиться внимания бизнес-ангела к своему проекту, а позднее (возможно) — денежных вливаний.
Получению средств от бизнес-ангела как правило предшествует множество личных встреч. И не обязательно в офисе инвестора. Но обычно встречи эти происходят с небольшими перерывами, так что в удачном случае временной промежуток между представлением проекта бизнес-ангелу и началом инвестирования обычно не так велик.
Бизнес-ангел может принять решение и очень быстро, если оценив проект, сразу понимает, на что и в каких объемах руководителю проекта нужны деньги. Но для этого у разработчика должно быть под рукой сформированное инвестиционное предложение. Тогда следует либо быстрое «да», либо быстрое «нет» (что помогает сэкономить время).
Но случается, что бизнес-ангел и разработчик после знакомства друг с другом просто общаются, и никто из них не спешит начать разговор о возможной сделке. Такое неторопливое обсуждение может затянуться и на полгода, и на год. Это происходит довольно часто, ведь далеко не всегда на бизнес-ангела смотрят как на инвестора. Я не раз сталкивался с инноваторами, которые искали деньги, но при этом видели в известных бизнес-ангелах, в первую очередь, бизнесменов, экспертов или общественных деятелей. Проще говоря, в течение долгого времени общаясь с бизнес-ангелом инициатор проекта может просто не понимать, что необходимые ему инвестиции он мог бы получить от человека, с которым он постоянно видится и разговаривает.
Мне кажется, обо всем этом полезно знать авторам венчурных проектов. Вполне вероятно, что буквально вчера вы в очередной раз беседовали с тем, кого считаете «всего лишь» авторитетным экспертом. Присмотритесь. Может быть это ваш бизнес-ангел?
18/04/2012