«Ищу человека!», или Чем бизнес-ангелы отличаются от венчурных фондов
Бизнес-ангелов на рынке венчурного инвестирования часто именуют «неформалами». Что же, я как раз представитель этого рынка. И в первых своих постах для «Национальной деловой сети» хотел бы коснуться той общей идеологии, которой придерживаются бизнес-ангелы, инвестируя инновационные проекты на ранних стадиях их развития, а именно на «посевной» (seed) и начальной (start-up). Учитывая, что как правило бизнес-ангелы не слишком афишируют свою деятельность и ценят анонимность, надеюсь, мои рассказы будут небезынтересными для читателя.
Прежде всего следует понимать, что бизнес-ангел — это не «фирма», не «компания», не «фонд», а — физическое лицо, которое инвестирует всегда ТОЛЬКО СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ. Так что в принципе бизнес-ангелом, который несет ответственность только перед самим собой, может стать любой из нас. Достаточно захотеть принять участие в увлекательном процессе поиска и развитии инноваций, которые двигают мир вперед и позволяют людям жить немного лучше.
Очевидно, что человек, который решается стать бизнес-ангелом, помимо желания помогать высокотехнологичным стартапам, должен обладать свободными деньгами, которыми он готов рискнуть. Деньгами, которые он может потерять и не слишком сильно расстроиться, потерпев неудачу. Мне кажется, что это чуточку проще, чем управлять чужими деньгами. Здесь я имею в виду, прежде всего, руководителей инвестфондов, которые несут бОльшую ответственность, ведь от их портфеля ожидают доходности.
Ну и, наконец, бизнес-ангелы никому и ничем не обязаны.
Будем считать это предисловием, позволяющим понять, в чем кроется разница в критериях, которые используют при оценке проектов бизнес-ангелы и управляющие венчурными фондами.
Общение бизнес-ангела с инноватором, который хотел бы получить инвестиции, всегда происходит в более непринужденной обстановке — по сравнению с регламентированными процедурами презентации проектов, принятыми в фондах. Например, такой распространенный «метод допроса» инноваторов, как elevator pitch, или «речь для лифта», которая «по классике» не должна быть длиннее 40 секунд, бизнес-ангелами используется не столь часто.
Таким образом фонд снижает издержки на общение с значительным количеством претендентов. А вот бизнес-ангел — хозяин своего времени. И сорокасекундного спича инноватора ему мало. Инноватор показывает ангелу свою разработку, дает пояснения, отвечает на вопросы. А бизнес-ангел задает множество вопросов. Иначе трудно принять осознанное решение — инвестировать в «интересный проект», или нет.
Я довольно подробно говорю об этих особенностях мышления бизнес-ангелов для того, чтобы стало понятно: критерии оценки перспективности инновации для бизнес-ангела менее формализованы. На первый план для бизнес-ангела выходит личный контакт с разработчиком. Здесь важно, чтобы инвестор ранней стадии доверял инноватору и верил в то, что тот действительно будет стремиться к успеху своего проекта всеми доступными способами.
В свою очередь инноватор должен дать бизнес-ангелу уверенность в том, что когда проект будет успешно реализован, он, разработчик, поступит с инвестором порядочно. Ведь бизнес-ангелы вкладываются только на ранних стадиях, многие договоренности фиксируются на уровне «отношений» и слов, так что в документальной форме закрепляются далеко не все гарантии и обязательства сторон. Не уверен, что это верная метафора, но в чем-то отношения инноватора с венчурным фондом — это прежде всего «брачный договор». А отношения бизнес-ангела с инноватором — своего рода взаимовыгодное партнерство, основанное на доверии.
Все договоренности между стратапером и бизнес-ангелом рождаются в ходе доверительных разговоров - и лишь позже оформляются на бумаге. На этапе принятия решения ангелу важнее всего человек, а не проект. И лишь когда человеческий контакт установлен, начинается тщательный анализ самой идеи - и здесь тоже много личного. Понятно, что проект должен соответствовать некоторым венчурным канонам: хорошая идея, наличие прототипа, рыночные перспективы и т.п. Но даже обсуждая суть проекта, бизнес-ангел «примеряет» идею разработчика «на себя». Будет ли ему самому — как человеку, как потребителю — интересны товар или услуга, которые, возможно, в будущем появятся на рынке благодаря совместным усилиям?
Субъективный подход? Да. Но в этом, как мне кажется, и кроется сила применяемого бизнес-ангелами подхода. Это не схема и не формальный алгоритм. Пусть даже речь идет о деньгах.
Впрочем, о деньгах — в следующей колонке.
04/04/2012