Особенности получения кредита на открытие магазина
Как правило, людям как среднего, так и более высокого уровня достатка для создания и развития такого вида деятельности сложно обойтись собственными средствами, поэтому большинство желающих организовать собственный розничный магазин вынуждено прибегать к заёмным источникам. Что же нужно, чтобы получить кредит на открытие собственного продуктового магазина? Поговорим об этом подробнее.
Что нужно знать, уметь и иметь
Если речь идет об открытии продуктового на кредитные средства магазина «с нуля» или выкупа существующего с полной реконструкцией его торговой площади, причём, непременно, в сфере торговли пищевыми продуктами в розницу. Такие высокие требования связаны, в первую очередь, с большим количеством нюансов, присущим торговле именно продовольственными товарами. Это и знание поставщиков и наименований, и малые сроки хранения, и управление складскими остатками, и решение проблем, связанные с приобретением и установкой холодильного оборудования.
Для неопытных в данном виде бизнеса соискателей на получение кредита существуют два пути:
1) Изыскание средств частным порядком;
2) Договорённость с опытным компаньоном, с которым можно заключить краткосрочное соглашение на период вхождения в дело. Компаньон кредит оформляет на себя.
Опыт заёмщика в сфере оптовых поставок скоропортящихся продуктов – определённый плюс в глазах инвесторов. А вот прошлый период работы с «долгоиграющими» продуктами кредитор не оценит. Однако данный опыт может быть ценен, если заёмщик прибегнет к микрокредиту или кредиту на пополнение оборотных средств.
«Продуктовый» бизнес-план
Не вдаваясь глубоко в нюансы подготовки бизнес-плана, можно сказать одно: по грамотности его составления кредиторы судят о знании заёмщиком специфики работы в данной отрасли.
Важно знать категории ассортимента продуктов питания: «удобная», «базовая», «периодическая», «приоритетная», «уникальная», а также уметь рассчитывать их экономическую эффективность. Так «удобная» категория товаров, к которой относят непродовольственные товары, продающиеся в продуктовом магазине, практически не приносит прибыли, зато привлекает покупателей, создавая торговой точке впечатление универсального магазина.
Другой важный нюанс – географический. Важно учесть не только месторасположение ближайших конкурентов, но и их ценовую и дисконтно-карточную политику. Так в спальных районах большее количество покупателей сделают выбор в пользу продуктовых дискаунтеров, предпочтя даже пройти большее расстояние или, тем более, проехать его на машине.
Ещё одним свидетельством зрелого подхода к ведению торговли продуктами в розницу в мегаполисе банкиры сочтут наличие (хотя бы в планах) собственной автотехники. Это станет первым шагом к повышению конкурентоспособности нового магазина, поскольку большинство серьезных конкурентов, как правило, располагают и собственным транспортом, и складскими помещениями, и, нередко, своими пекарнями-кулинариями.
Предлагаемые кредиты
Если компания уже имеет крупные (в сравнении с планируемым займом) обороты, кредитные организации могут предложить «микрокредит» или кредит на пополнение оборотных средств, если же речь идёт о несопоставимо крупных займах – инвестиционное проектное финансирование.
Срок «текущего» кредитования может составить от 6 месяцев до полутора лет, для инвестпроекта – не более пяти лет.
Неотъемлемая составляющая инвестирования в этот вид бизнеса – материальное поручительство владельцев бизнеса. Финансовое участие заёмщика в проекте (аванс) чаще всего составляет около 30%. Заёмщик с негативной кредитной историй практически не имеет шансов на получение финансирования. Погашение займа происходит с учетом сезонности. Важным фактором при получении кредита станет налаженность управленческого учета, причем именно учета процессов, а не только финансов предприятия.
Процентная ставка по кредиту индивидуальна в каждом случае, начиная от минимальной (чуть выше 8 % годовых) до уровня, превышающего ставку кредитования малого бизнеса под залог, то есть 20 % годовых.