Предприятия, куда вошёл банковский капитал как кредитор, чаще всего «схлопываются» — банкротятся, чтобы в последующем обслуживать долг только банка
В своё время – около полутора лет назад, - свеженазначенный мэр Москвы Сергей Собянин подвергся критике со стороны практикующих экономистов из-за попытки построить экономику столицы программным методом. То есть для «локомотивных» отраслевых направлений в дальнейшем планировалось разрабатывать целые программы развития. Такое начинание было положено в основу федеральных целевых программ ещё в бытность премьер-министра Черномырдина.
Главным аргументом оппонентов Собянина было то, что сейчас не время для программного, заранее заданного развития. Мировая экономика находится не в том положении, чтобы утверждать наверняка, что будет происходить через год или даже полтора. В силу глобализации это отражается и на экономике России и как калька реализуется и в региональной экономике, и в условиях столицы.
Всем помнится момент, как региональные отделения «Единой России» и правительства субъектов создавали региональные стратегии регионов, которые потом объединились в общую «Стратегию-2030». В целом идея неплоха: возможно, что в целяхсоздания масштабных ориентиров для государственной экономики и направлений развития для федеральных округов метод планирования и применим. Но в отношении регионов – это скорее ошибка. Такое планирование необходимо, когда экономика стабильна и в глобальном, и в локальном понимании, но не тогда, когда финансовый мир дёргается в валютных коридорах, а ряд государств, чьё падение может отразиться на всех участниках мирового рынка, находится на грани дефолта.
Не стоит также забывать, что регионы обладают собственными нерешёнными проблемами экономического характера, которые порой являются исключительно индивидуальными для определённого региона в силу его территориального расположения, промышленного и сельскохозяйственного потенциала. Эти проблемы характеризуются тем, что решать их нужно незамедлительно и в пожарном режиме, а для этого далеко идущие стратегические механизмы не подходят – нужны тактические инструменты.
Для российской экономики главная стратегия сейчас – создание возможностей развития. Независимо от того, о каком хозяйствующем субъекте идёт речь: энергогенерирующей компании или бабушке, торгующей семечками на привокзальном рынке. Каждый должен ощущать, что его положение не изменится в течение следующего года. И тогда каждый пусть и смутно, но в состоянии будет ответить на вопрос: чем ты будешь заниматься через год, и что из этого получится? Сейчас же этот вопрос для большинства хозяйствующих субъектов скорее риторический.
Нам воочию приходится видеть как властители, начиная от премьер-министра до руководителей регионов, принимают участие в решении производственных вопросов конкретных предприятий. Это в ряде случаев – производственная текучка, где само руководство предприятия должно разобраться. Принятие бизнес-решения при непосредственном участии и даже лоббировании представителей власти – это уже поражение бизнеса. Значит, это единственный движитель и стимул, чтобы существовать предприятию или компании.
Власть, государственная или же региональная, не должна вторгаться в сферу бизнес-деятельности, это старый принцип. Так сохраняется здоровая экономика, при которой ни одна из её частей не загнивает.
Никто не отрицает, такие действия – когда государство вмешивается в дела бизнеса – часто совершаются из добрых побуждений, например, когда губернатор с целью спасения какого-либо предприятия принимает максимум мер для его сохранения. Это конечно тут же ставит под сомнение компетенцию самого руководства предприятия: а вы за что получаете зарплату и сами себе начисляете бонусы? Но хозяйствующих субъектов в регионах от производственных комбинатов до частных предпринимателей – десятки тысяч и никому не под силу даже при наличии неограниченной власти поучаствовать в судьбе и спасении каждого на грани банкротства и закрытия. Поэтому необходимо создание условий тактического развития бизнес-единиц, так, чтобы перспективы были видимы и очевидны, а инструменты доступны для всех. Пусть это будут внутрирегиональные биржи, система бизнес-кредитования для старт-апов и так далее. Но в этом и заключается создание активных тактических инструментов, которые могут придать уверенность в существовании, а не только в выживании.
Скорее всего, проблема заключается в привычке дальнего планирования, в неспособности реагировать на ситуации и, тем более, разрешать их. Всё бизнес-сообщество сражается за уменьшение времени принятия решений – так, чтобы обозначенная проблема решалась в максимально короткие сроки. Но эта направленность ещё не принята нашими ни политическими, ни административными органами. И зря. Возможно, также как и в бизнесе– пора расформировывать отделы правительств регионов и муниципальных образований и формировать из них временные штабы по решению некоей проблемы или достижению определённой цели. Пусть со стороны это выглядит как административный местный МЧС, но в большинстве случаев это просто необходимо, чтобы справляться с текущими задачами. Потому что можно месяцами из отдела в отдел, из министерства в министерство пересылать резолюции, но так и не получить даже крохотного эффекта.
Это вопрос эффективности и оптимизации полномочий властных органов. Почему-то это крайне актуально для бизнеса, но административными ресурсами не востребовано. В России «вертикаль власти» простирается вплоть до законодательных собраний, а дальше? А дальше по убеждению многих – болото. Муниципальные образования оказались перед лицом самоуправления – так и нужно начиная с низов использовать инструменты оперативного реагирования, так, чтобы сделать жизнь на местах комфортной, а бизнес – условно безрискованным. Текущие экономические задачи проще решать на уровне регионов и городов не в режиме тягомотины и тягучки, а в оперативном режиме.
17/10/2012