Как победить страх и запустить стартап
Основной страх предпринимателя касается социального одобрения, провала, того, что ничего не получится. И страх неудачи вполне обоснован: девять из десяти стартапов умирают. Если ваш проект не состоится, жизнь на этом не кончится. Вы вернетесь к своей прежней работе с багажом крутого опыта, как более ценный сотрудник.
Мне помогла еще одна техника: я расписал пять стадий и целей, которых я бы хотел достичь на каждой из них. Первая — запуститься, потом — выйти в плюс, потом — найти инвестора и так далее. При этом успехом для меня было бы достижение любой из этих целей. Я решил: если удастся хотя бы первый шаг, я как минимум стану опытнее. В итоге наш проект купил «Яндекс», и сейчас он называется «Яндекс.Шеф». При этом «Партией еды» я занимаюсь по-прежнему как генеральный директор, и у меня осталась доля в бизнесе.
Моя ключевая рекомендация — не бояться делиться идеей, ведь один из основных страхов в том, что расскажешь идею — и ее сразу украдут. Мы делали наоборот: на каждом шагу рассказывали о проекте своего «Мультикубика», портативного кинотеатра для детей, и собирали мнения.
Ты будешь девяносто девять раз из ста слышать «нет», но если ты сам не веришь, вообще ничего не будет. Если все говорят «нет», значит проект просто еще не нашел своих инвесторов. Отказы — тоже информация. Если тебе все же сказали «нет», обязательно спроси, почему. Коллекция таких объяснений поможет с каждым разом делать продукт лучше.
Второй этап — изучение и фидбек. Мы изучали каждого конкретного инвестора перед встречей: ведь одним интересен контент, другим — железо, третьим — ИТ. И ты готовишь свой питч, исходя из этой информации.
Первый шаг делают многие: посмотрите, сколько стартапов кругом. Но большинство просто не доходит до стадии, когда становятся ясна ценность продукта до клиента. Они сталкиваются с вещами, о которых никто не предупреждал, и выгорают, ведь им никто не помог с этим давлением справиться.