Как попасть в «яблочко», нанимая сотрудника?
Когда-то Михаил Жванецкий пошутил, что, мол, на нашей планете процентов семьдесят шизофреников. Шутка шуткой, но почему-то запомнилось как нужное. И теперь, когда из когда-то наемного пришлось сесть за стол нанимателя, это высказывание звенит в ушах восемь раз из десяти, когда слушаешь потенциального сотрудника, откликнувшегося на вакансию.
За десять лет шефства кое-что ценное накопилось, хочется поделиться секретами поиска сотрудников с коллегами, друзьями по несчастью.
Итак… Как можно сократить до минимума встречи с кандидатами на вакансию? Отталкиваюсь от того, что приглашаю на работу не физика-ядерщика и не тестировщика интим-магазина, а обычную администратора-горничную в мини-отель, скажем:
- Прочитав резюме и определив, что заочно человек соответствует, хорошо бы пригласить сначала на интервью телефонное. На этом этапе отсеивается большинство, процентов 95%.
- Если в профиле резюме нет фото, лучше даже не приглашать — человек либо неграмотен, либо свое личико «светить не желает».
- Если в телефонном разговоре кандидат берет инициативу разговора на себя, а порой и просто перебивает будущего работодателя — сразу лучше прощаться. Сути интервью не понимает, нетактичен, выскочка, гиперактивен и т. п.
- Если на вопрос «три последних места работы» получаете ответ и понимаете, что эти три увольнения случились в течение одного года — прощайтесь.
- Если говорит, что нужно посоветоваться с мужем — прощаемся. Советуются все нормальные люди, однако зачем заявлять об этом работодателю?! Не умеет принимать решения человек сам. Будет постоянно «сидеть» в телефоне, советуясь с милым о каждом шаге на работе.
- Если кандидат говорит неграмотно — вряд ли будет приятно с ним общаться и вам, и коллегам, и клиентам. Не научился до сих пор — значит, мало читает, мало пишет, да и мало думает, факт.
- Если в соцсетях кандидат имеет ник типа «sexy_girl» — лучше не связываться. Для работы.
- Если на вопрос «кто вы по гороскопу?» или «вы атеист или верующий?» кандидат отвечает вопросом: «А вам это зачем?» — кладем трубку. Хозяин частной компании берет в штат практически как в семью. Если сын привел будущую невестку, мы ведь всё хотим знать, не так ли? Ну, чтобы просто максимально быстро вырисовался характер потенциального родственника. Гороскопы, возможно, и фигня, но все-таки что-то в этом есть. По моим наблюдениям, Скорпионы на эту конкретную должность не подходят. Опыт показал. Зато очень годятся Львы, Овны, Тельцы. Стрельцы, Козероги не остановятся — скопируют бизнес и откроют свой через год. Дев я взяла бы в юристы.
- Если дама пенсионного возраста говорит, что выглядит не старше тридцати — ну, нет, нет, нет! Все выглядят на свой возраст. Просто одни — отлично, а другие уже second-hand в хорошем или не очень состоянии, извините. Глаза имеют возраст, в какие одежды и формы не рядись.
- Если кандидат не спрашивает о зарплате — плохо. Но если не спрашивает, есть ли возможность роста и дополнительного заработка — совсем плохо. Деньги не нужны. Работать не будет. Будет отрабатывать.
- Если кандидат говорит, что выбрал вас по признаку геолокации, а живет не в пригороде — надежды мало на то, что когда-то, случись форс-мажор, он быстренько примчится решить проблему за рамками рабочего дня.
- Если кандидат хвастается большими связями, крутыми родственниками, мужем-начальником налоговой, обещает решать вопросы и т. п. — ой, ой, ой! Бежать, бежать, бежать. Принять такого быстро — а как уволить потом?
- Если в конце беседы говорит, что сейчас вот ему надо порешать некоторые дела, а перезвонит или приедет на собеседование через неделю-две — кладем трубочку, прощаемся. Работа человеку не нужна.
- Если говорит, что работал до этого у ваших конкурентов — боже упаси, лучше бы такого «счастья» избежать. Чужие секреты вы, скорее всего, узнаете, но сдадите и свои предателю.
- Ну и самое главное и самое трудновыполнимое — будущий сотрудник должен полюбить дело, которым горите, дышите вы. А если вы сами не влюблены в свой бизнес (ненавижу это слово)… Если вы сами не влюблены в свое дело, вряд ли сможете заставить кого-то креативить, стараться и любить клиентов как родных.
Отлично, если вы услышите во время первого разговора по телефону, что человек о такой работе мечтал, что очень-очень хочет, что готов хоть завтра, хоть прям сейчас выйти в смену… Берем! По крайней мере, давайте уже этого пригласим на собеседование в офис.
Читайте также: Чем купить продавца: 4 способа быстро и дешево нанять линейный персонал
И, кстати, какое удовольствие поощрять преданных и умных сотрудников! Держаться за них так, как они держатся за тебя. Отправлять на море за счет фирмы, дарить смартфоны, оплачивать походы в кино и театры. Все окупится с лихвой — это даже не премия, это подарок от всей души, который гораздо ценнее и понятнее вознаграждения в купюрах.
Автор: Наталья Корнилова