Как привлечь $1,8 млн под идею с туманными перспективами
Вячеслав Семенчук, основатель проекта My Apps, нашел инвесторов для создания конструктора мобильных приложений. Смогут ли они вернуть свои деньги?
Истории, которые рассказывает предприниматель Вячеслав Семенчук о своих многочисленных и не всегда успешных проектах, потянут на небольшой сериал. Семенчук занимался киберсквоттингом — регистрацией и продажей популярных доменов, уводил сотрудников у своего работодателя, чтобы создать собственную студию веб-дизайна, запускал сервис блогов «Мой журнал», который сам считает неудачным. Сегодня он управляет сразу двумя проектами, в которые нашлись желающие вложиться.
Один из этих проектов — придуманный Семенчуком конструктор мобильных приложений My Apps, второй — LifePay, сервис по приему платежей с помощью смартфонов — аналог американского Square, которых в России уже набралось около десятка. В них инвестировал небольшой (объемом $10 млн) венчурный фонд «Лайф. Среда» под управлением Владислава Солодкого, вице-президента по маркетингу финансовой группы «Лайф».
Идея делать конструктор мобильных приложений для App Store, Windows Market и Google Play пришла Семенчуку, когда он летом 2011 года лежал в больнице со сломанной ногой. Тогда он подумал, что хотел бы управлять с помощью телефона не только всеми своими аккаунтами в соцсетях, но и бизнесом. Телефонных переговоров и электронной почты ему почему-то для этого не хватало, хотелось с помощью смартфона следить за продажами и видеть, что происходит на сайте компании.
Он нашел в интернете компанию Swebapps, которая предлагала сделать собственное приложение за минуту. «Но решение стоило $2500. Было очень дорого и не очень хорошо»,— вспоминает Семенчук. Он решил, что сможет сделать лучше и дешевле, позвонил своим товарищам, работавшим в запущенных им проектах («Мой журнал», Creators.ru, Azium.ru), и предложил заняться разработкой идеи. Пока друзья думали, Семенчук, профессиональный киберсквоттер, купил домен my-apps.com за $8000.
Семенчук — один из тех, кого принято называть серийными предпринимателями. У таких бизнесменов довольно много знакомств и связей. Владислав Солодкий до сих пор вспоминает, как Семенчук поразил его своей энергичностью и общительностью. «А первой мыслью после знакомства было что-то вроде: когда же он спит?» — говорит Солодкий.
Семенчук пытался заниматься бизнесом с 15 лет. Тогда он зарегистрировал первую собственную компанию — веб-студию Moscow Design и уговорил, по его выражению, «серьезных дядек в костюмах» из юридической фирмы стать его клиентами. Без расписок и других документов «дядьки» платили ему за создание сайта $1000–2000 в месяц наличными.
Наемным сотрудником он стал впервые лишь в 21 год — в дизайнерском «Бюро Пирогова». Потом решил создать собственную арт-студию Creators, которая за три месяца, не имея ни одного законченного проекта, вошла в топ-100 лучших в Рунете, создав себе имидж очень дорогой и авторитетной. «Многие мне говорили,— смеясь, вспоминает Вячеслав,— что знают нашу компанию уже несколько лет. А нам тогда было всего три месяца». Кстати, веб-дизайнеров он увел у первого работодателя.
Потом был проект «Мой журнал», сервис блогов вроде «Живого журнала». В 2013 году он его перезапустил, и теперь это журнал о мобильных гаджетах. Еще один проект — Azium.ru, платформа для связи стартаперов с потенциальными инвесторами, которая тоже, по словам Семенчука, «перешла в спящий режим». Люди, которые участвовали во всех этих начинаниях и стали первыми акционерами My Apps,— четыре человека, включая самого Семенчука.
У основателя My Apps есть неоценимое для предпринимателя качество — он умеет быстро находить инвесторов и убеждать их, что на этот раз — дело стоящее. За две недели Семенчук привлек деньги в стартап-академии Farminers Игоря Мацанюка, не имея ничего, кроме голой идеи. Летом 2011 года Мацанюк только начинал инвестировать в стартапы, и Семенчук за несколько минут смог убедить его: «Он меня прервал и говорит: сколько тебе денег нужно?» После встречи с Мацанюком проект прошел отбор на круглом столе Farminers.
«Мы в Farminers отбирали много проектов, и My Apps — один из них. У ребят была хорошая идея и хорошая команда. У меня нет особых эмоций по поводу этого проекта. Эмоции у инвестора может вызывать только успех, а сейчас в My Apps, как и в большинстве моих проектов, об успехе говорить рано — идет обычная ежедневная работа»,— говорит Мацанюк.
My Apps получил два транша по $150 000: первый от Farminers, второй — от фонда Мацанюка imi.vc. Четыре основателя ушли из компаний, где работали, зарегистрировали фирму и вплотную занялись новым проектом. Какую долю получил Игорь Мацанюк, партнеры не раскрывают, но традиционно он берет 40–45% в стартапе. У Семенчука, по его собственным словам, тогда остался 51%, остальные доли распределились между партнерами.
С самого начала сотрудничества с Farminers у Семенчука и Мацанюка были разногласия. Первый хотел делать конструктор приложений для бизнеса, а второй считал необходимым сконцентрироваться на сегменте b2c, который мог бы обеспечить ему взрывной рост.
Ближе к осени 2012 года дизайн-студия Creators получила заказ от одного из банков. На встрече Семенчук познакомился с Владиславом Солодким, на тот момент директором по маркетингу ГК «Лайф», который через несколько недель должен был возглавить венчурный фонд «Лайф. Среда». В результате этого знакомства фонд получил 25% компании за $1,5 млн, доля Семенчука размылась, и он потерял контроль. Мацанюк остался инвестором в проекте, но долю свою не раскрывает.
Спустя полгода после этой сделки компания поправила бизнес-модель. У нее есть My-Apps.com для американцев, Apps.ru для российских пользователей — частных клиентов и App.biz для бизнеса. Последний, возможно, имеет неплохие шансы выжить с помощью клиентской базы группы «Лайф», банки которой активно развивают кредитование и обслуживание малого бизнеса.
Сервис пока тестируется, но создать приложение можно уже сейчас. Частные клиенты могут сделать это бесплатно, оплачиваются только премиум-дизайн и отключение рекламы. Конструктор позволяет создать 16 типов простейших приложений вроде свадебного или детского фотоальбома. А публикация приложений в App Store или Google Play от имени My Apps стоит $10. Просматривать свое приложение придется через разработанное командой Семенчука еще одно приложение Apps Viewer — не всегда стабильно работающую оболочку.
Предпринимателям создание приложения обойдется в $20–100. Это может быть, например, интернет-магазин. Его можно загрузить в Goggle Play или App Store от имени App.biz. Загрузка бесплатна, но обслуживание стоит 1200 рублей в месяц. Можно купить собственный сертификат для загрузки приложений, за 5970 рублей.
Семенчук отказался раскрыть число клиентов, создавших и загрузивших свои приложения. Их, судя по всему, не должно быть много. Аналитик фонда ABRT Александр Соколов говорит, что у My Apps нет перспектив на рынке b2b. Качественный софт и мобильные приложения для компаний пишутся под заказ. Кроме того, предложение My Apps далеко не уникально. Евгений Тимко, инвестиционный директор InVenture Partners указывает, что на мировом рынке уже есть много похожих конструкторов с одинаковой бизнес-моделью. И конкуренция будет расти. Поэтому будущее My Apps туманно: проект предлагает неплохое решение, но отстает от западных конкурентов по привлечению пользователей и только сейчас начинает выход на международные рынки. Основной минус — борьба в высококонкурентной нише, соглашается инвестиционный директор Runa Capital Гайдар Магдануров.
Автор: Ирина Жаворонкова