Как создать свое дело
Первоначальные инвестиции в Facebook ограничились несколькими тысячами долларов. Да и идея проекта в 2003 году уже не была революционной. А сегодня детище Марка Цукерберга оценивается в десятки миллиардов.
Вряд ли столько сумеют заработать герои наших мини-очерков, но их идеи и опыт тоже очень ценны. Они показывают, что создать дело для себя и рабочие места для других можно здесь, сейчас, со скромным стартовым капиталом и большими перспективами
Умные игрушки (120 тыс. рублей)
Оставшись после кризиса без работы, Светлана Кузнецова задумала создать свой бизнес. Первоначальная идея – детский игровой развивающий центр. Год искала помещение… А затем открыла интернет-магазин детских игрушек.
Для начала взяла субсидию у государства на создание малого бизнеса – 58,8 тыс. рублей. Получить ее могут официально безработные с определенным уровнем образования, но главное – иметь вразумительный бизнес-план, который одобрит профильный департамент правительства Москвы. Кстати, кроме субсидии на открытие бизнеса, есть шанс добиваться от чиновников и кое-какой другой помощи – компенсации части процентной ставки по кредитам, льгот при подключении к электросетям. Но всегда надо считать время и деньги – бюрократия и коррупция обычно сводят эффект господдержки к нулю.
Светлана потратила 1,5 тыс. рублей на открытие счета в банке, его содержание обходится ежемесячно в 5 тыс. рублей. Примерно на 50 тыс. купила товара, «по мелочи» ушло еще около 30 тыс. Первоначальные вложения составили, таким образом, 100–120 тыс. рублей.
В магазине, который открылся в феврале, работают три человека. Ассортимент – различные развивающие игры для детей всех возрастов: настольные, конструкторы, наборы для опытов и экспериментов – словом, такие игрушки, которые не только развивают детей, но и увлекают родителей.
Согласно данным исследовательской компании inFOLIO Research Group, российский рынок игрушек оценивается в $2,6 млрд, и минувший кризис сказался на их продажах не так болезненно, как на других сегментах детских товаров. Что касается развивающих игр, их доля составляет 15% от всех предлагаемых детских игрушек. Несмотря на то, что у магазина Светланы десятки, если не сотни конкурентов в интернете, кажется, что «веб-рынок» еще находится в зачаточном состоянии. Доля продаж игрушек через сеть среди всех других форматов розничной торговли - менее 3%.
Городские эвересты (1 млн рублей)
Небоскребов, аналогичных американским многоэтажным гигантам, в России не слишком много. Однако компании, занимающиеся промышленным альпинизмом (услугами по ремонту или чистке окон на высоте) чувствуют себя вполне уверенно. Гендиректор и совладелец одной из них Роман Беляев считает, что на этом рынке работы хватит на всех.
В конце 2006 года, когда появилась его фирма, это было лишь хобби и дополнительным заработком для нескольких друзей, увлекавшихся спортивным альпинизмом. Но уже скоро дополнительный заработок превратился в основной. Роман объясняет это наличием у друзей предпринимательской жилки. Не обошлось и без высокой мотивации. «У нас есть энтузиазм и любовь к этому ремеслу», – говорит он.
Особых инвестиций компании не потребовалось: в больших проектах материалы и инструмент предоставляет заказчик. Главный актив компаний, занимающихся промышленным альпинизмом, – специалисты. «Все, что связано с высотными работами – сложная и трудоемкая деятельность, которой должны заниматься профессионалы», – уверен Роман. По его мнению, если бы сейчас он открывал компанию, это обошлось бы примерно в 1 млн рублей – деньги пошли бы в фонд оплаты труда на несколько месяцев вперед. Конкурентным преимуществом своей компании он считает отсутствие «заоблачных цен» и внимательное отношение к клиенту. Причем, клиентов фирма ищет даже на других континентах – недавно Роман Беляев вернулся из командировки в США - промышленный альпинизм там не слишком развит, да и качество работ оставляет желать лучшего.
Свежий воздух (1,5 млн рублей)
Николай Дмитриев – изобретатель системы домашней вентиляции, учредитель и гендиректор петербургской фирмы, производящей эту систему. Инновация здесь – вентиляционный клапан, который устанавливается над батареей, через него холодный воздух с улицы попадает прямо на нагревающую поверхность, где сразу повышается его температура. Таким образом, система заставляет работать домашнюю вытяжку вместо того чтобы открывать окна и проветривать помещения.
Первоначальные вложения в открытие бизнеса составили около 1,5 млн. рублей. Кредитов в банке Николай не брал, обошелся своими средствами, взял займы у друзей и родных. К тому же, ему удалось вписаться в программу бизнес-инкубаторов. Николай снимает офис в одном из таких инкубаторов, что обходится ему почти в три раза дешевле, чем самостоятельная аренда офиса.
Николай четыре года разрабатывал продукт, изучал рынок. Бизнес открыл в мае 2010-го, продажи начались около месяца назад. «Создавался прототип, потом заказывались литьевые и штанц-формы, много времени ушло на испытания и так далее. В общем, организовывал производство. Рынок не раскачиваю, потому что нет денег, действую «партизанскими» методами. Пробовал рекламную рассылку на «физические» почтовые ящики – не работает метод, поэтому сконцентрировался на профессионалах. Работаю с людьми, которые делают ремонт в квартирах, ставят пластиковые окна, веду переговоры с одним крупным девелопером. Ищу каналы продаж в интернете через социальные сети, форумы – набираю авторитет продукта и сеть партнеров, – объясняет Николай. – Сейчас требуются инвестиции в 5 млн рублей для пополнения оборотных средств и создания профессиональной системы продаж».
В компании Николая пока работает два человека, за первый месяц продаж удалось реализовать около 50 вентиляционных клапанов – в основном в Петербурге и Ленобласти, но дело пошло и в других регионах. Есть, разумеется, и конкуренты – некоторые фирмы предлагают вентиляционные системы вместе с установкой окон, есть и так называемые стеновые вентиляционные системы. «Но, поскольку я вышел на рынок довольно поздно, то учел все их недостатки», – оптимистично заявляет предприниматель.
Магазин впечатлений (1,5 млн рублей)
Три года назад Тата Халевина открыла интернет-магазин подарков. Подарок – это празднично оформленная коробка с сертификатом на «впечатления». На выбор предлагается, как правило, 5-10 разнообразных оригинальных услуг, из которых владелец коробки выбирает одну, подходящую ему. От экзотического массажа, фотосессии с профессиональным фотографом, урока йоги, мастер-класса игры на этнических барабанах до полета на воздушном шаре или на небольшом четырехместном самолете. Соответственно и стоимость разнится.
Вложения в открытие бизнеса составили около 1,5 млн рублей и, по словам Таты, уже через год компании, пытавшиеся выйти на этот рынок, вкладывали на порядок больше. Кредитов предпринимательница не брала. Но, по словам гендиректора компании Сергея Филиппова, для развития бизнеса рассматриваются различные варианты финансирования: от кредитов под поручительство акционеров до вхождения в капитал новых инвесторов. За три года с момента открытия, компания сумела продать около 150 тыс. «смайлов» – тех самых подарков, и, как уверяет Тата, вложения давно окупились.
«Когда мы создавали компанию, рынка впечатлений в подарок, как мы его между собой назвали, практически не существовало, нам приходилось много и долго объяснять, что же именно мы предлагаем, зачем и как этим пользоваться. Были разрозненные поставщики услуг (небольшие, зачастую плохо представленные в интернете компании), были люди, жаждущие новой формы досуга для себя и возможности делать необычные подарки близким. Наша задача заключалась в том, чтобы свести их воедино. Упростить процесс их нахождения друг другом», – рассказывает Тата.
Сегодня в России работают десятки магазинов на «рынке впечатлений», не говоря уже о том, что подарочные сертификаты используют для продвижения продукции множество компаний. Несмотря на острую конкуренцию, оставаться на плаву интернет-магазину Таты Халевиной помогает то, что он вышел на рынок одним из первых, наработал связи и опыт. В магазине работают 20 человек.
Жареные каштаны (3 млн рублей)
Компания Дмитрия Хацкевича и его партнеров продает жареные каштаны в Москве уже шестой год, но до сих пор этот специфический товар для жителей и гостей столицы в диковинку. Возможно, потому что сами каштаны – необычные, их закупают в Испании (провинция Галисия), особый сорт, никакие российские с юга не годятся; сложная технология подготовки к транспортировке (жарка, заморозка и пр.). Продавать такую экзотику в России – рискованная затея, и история раз- вития бизнеса – тому подтверждение.
Основав фирму в 2005 году при вложениях около 3 млн рублей, владельцы бизнеса смогли отбить инвестиции лишь по итогам 2009 года. Даже несмотря на то, что кризис, по словам Дмитрия, обошел компанию стороной. Кредитов предприниматели не брали и пока не планируют. Сейчас в фирме работают 5 человек, не считая продавцов.
Первоначально жареные каштаны планировалось продавать в розницу, на улице. Для этого разработали специальные передвижные конструкции с закрытой духовкой и контейнерами для хранения. Все это стилизовали под старину – тележка с фонариками. На эти тележки, кстати, ушло до половины инвестиций, помимо расходов на организацию приготовления каштанов в Испании и доставку в Москву. В итоге открылась пара десятков точек. Но с приходом нового мэра изменилась политика городских властей в отношении уличной торговли, и большинство точек пришлось закрыть.
Зато нашлась другая золотая жила – корпоративные мероприятия: всевозможные выставки, конференции, презентации, семинары, на которых можно с успехом продавать каштаны. Сейчас именно «корпоративка» приносит львиную долю прибыли. Правда, есть еще конфеты с начинкой из каштана в подарочных бумажных и жестяных упаковках, глазированные каштаны в банках, каштаны, пропитанные бренди, сиропом, в собственном соку и даже каштановый крем.
По словам Дмитрия Хацкевича, сейчас партнеры активно ведут переговоры с ресторанами, чтобы каштаны попали в их меню. Кроме того, на стадии запуска проект по продаже свежеиспеченных заморских орехов через интернет-магазин. Но и «вживую» купить каштаны будет можно – вскоре, как обещает управляющий фирмой, красные тележки с фонариками появятся в ряде торговых центров. Также ведутся переговоры с потенциальными партнерами в крупных и курортных городах.
Проект «Аватар» (3 млн рублей)
Прошлый год ознаменовался эпохальным событием в кинобизнесе – кассовые сборы в России впервые перевалили отметку $1 млрд. По мнению экспертов, произошло это во многом благодаря взрывному росту количества трехмерного контента. В списках самых кассовых фильмов страны – сплошь объемные блокбастеры: «Аватар», «Ледниковый период - 3», «Алиса в стране Чудес».
«Цифровизация» докатилась и до регионов. Год назад был установлен первый 3D-проектор в городе Балаково Саратовской области. «Ставка делалась на фильм «Аватар»», – говорит замгендиректора местного кинотеатра Галина Стенникова. Владелица зала, посмотрев превью фильма Джеймса Кэмерона на одном из кинорынков, решила, что зрители города тоже должны увидеть эту картину. И решила купить цифровой проектор стоимостью около 3 млн рублей, плюс расходы на монтаж.
В Балаково оказались не одиноки в стремлении «попасть в формат» – в преддверии выхода «Аватара» по всей России открылось около 300 новых цифровых залов. Однако конкурентов у 3D-кинотеатра в Балаково нет – лишь муниципальные залы, в которых демонстрируют старые фильмы. Правда, после проката картины Кэмерона увеличения количества зрителей в городе не произошло. Виной тому – высокие цены на билеты. Если на «пленочный» фильм можно пойти за 150–200 рублей, то на «цифру» – уже за 200–250. Тем не менее, в прошлом году в том кинотеатре установили еще один цифровой проектор – количество трехмерного контента растет, а пленочные копии прокатчики далеко не всегда хотят отдавать в небольшие провинциальные кинотеатры. «Сейчас наличие цифровых проекторов для нас – вопрос выживания», – говорит Галина Стенникова. В результате, несмотря на сокращение количества демонстрируемых фильмов и небольшой отток зрителей, выручка в кинотеатре даже увеличилась. А открывающийся летний сезон цифровых блокбастеров вселяет новые надежды.