Как заработать на общении: бизнес-план успешной социальной сети
В силу высокой востребованности людей в общении посредством Интернет- коммуникаций, создание собственной социальной сети вполне может стать успешным коммерческим проектом, приносящим прибыль за счет размещения рекламы и оказания платных услуг в такой сети. Для успеха такого бизнеса создание социальной сети должно быть заранее распланировано по этапам, что и должно быть отражено в бизнес-плане.
Современная ситуация характеризуется не только повсеместным использованием Интернета в личных целях, но и активным освоением глобальной сети с точки зрения занятия коммерческой деятельностью. При этом наибольшую прибыль приносят именно размещение рекламных объявлений и оказание платных услуг в социальных сетях. Можно заработать на дропшиппинге или размещении видео на YouTube, можно попробовать заняться фрилансом или торговать доменами (киберсквоттинг)
В качестве примера можно также привести данные о чистом доходе от функционирования ресурса Вконтакте.ру, прибыль которого в 2010 году превысила отметку в 1,3 млрд. рублей. Такие цифры вполне могут побудить начинающих предпринимателей к открытию собственной социальной сети, однако нужно быть реалистом и не рассчитывать сразу на миллионную прибыль от работы нового ресурса. Также вы можете ознакомиться с несколькими топовыми идеями, популярными в этом году среди стартаперов, которые начали свой бизнес в сети Интернет и с несколькими полезными рекомендациями по созданию собственного. Тем не менее, данное направление является достаточно перспективным, но требует ответственного подхода к делу и предварительного составления бизнес-плана.
Разработка идеи
Перед тем, как приступать к непосредственной реализации проекта, должна быть разработана уникальная идея новой социальной сети, то есть того, чем она может привлечь внимание пользователей. Такая идея направлена на переманивание пользователей от нахождения на крупных социальных ресурсах (около 6 из них составляют подавляющее большинство данного сегмента рынка).
Кроме идеи необходимо продумать броское и запоминающееся название социальной сети, способное привлечь внимание пользователей.
Целевая аудитория
В бизнес-плане новой социальной сети должно быть приведено описание целевой аудитории, на которую будет ориентирован ресурс. При этом оценивается не только примерный совокупный портрет пользователей (возрастная группа, уровень дохода, предпочтения и интересы), но и их приблизительная численность.
В ходе такого определения можно получить данные о предпочтениях пользователей, которые использовать в качестве основы в мероприятиях по привлечению новых пользователей, а также удержанию уже имеющихся.
К примеру, для открытия новой небольшой социальной сети целевой аудиторией могут являться ученики одной школы, ВУЗа либо сотрудники одного учреждения, и для привлечения начального количества пользователей достаточно провести презентацию нового Интернет-ресурса для близких знакомых. В дальнейшем, в процессе функционирования ресурса, целевая аудитория будет расширяться за счет приглашенных пользователями сети знакомых и друзей.
В ходе решения технических вопросов необходимо определиться с платформой, на которой будет располагаться социальная сеть
Платформа
Дальнейшее составление бизнес-плана социальной сети посвящено технической стороне вопроса. В ходе решения таких вопросов необходимо определиться с платформой, на которой будет располагаться новый социальный ресурс. Не стоит также забывать о качественной юзабилити
На данный момент таких платформ существует достаточное количество, среди наиболее популярных можно выделить:
Joomla. Ее преимуществами можно назвать высокую функциональность и бесплатное основание программного обеспечения, а также его открытость. Процесс обучения работы с данной платформой занимает совсем немного времени – примерно 15-20 дней. Недостатком платформы является необходимость при росте целевой аудитории дополнения ресурса функционалом от прочих платформ.
Drupal. Данная платформа была разработана специально для создания именно социальных сетей, однако ее недостатком является сложный и длительный процесс освоения, а также большие затраты времени на исправление ошибок.
Social Engine. Обладает определенными преимуществами перед другими платформами в силу широкого использования РНР и создания Интернет-ресурса из нескольких модулей, которые в любой момент могут быть заменены более модернизированными либо приобретенными у разработчиков. К минусам такого «движка» можно отнести платную основу получения большинства дополнений, плагинов и скриптов.
Разработка
После того, как была выбрана платформа для создания будущей социальной сети, необходимо обозначить ее интерфейс, состоящий из следующих критериев:
Общий вид сети и ее оформление (цветовой оттенок, форма и наличие подписей, применяемый шрифт и прочее).
Внешний вид и составляющие страничек пользователей.
Функциональные возможности (отправка сообщений, наличие «стен» на страничках пользователей, помещение фото в виртуальные альбомы).
Наличие поисковой функции и возможности защиты данных пользователей.
Разработка правил поведения для пользователей ресурса, а также системы наказания за их нарушения.
Создание данного ресурса, отвечающего описанным требованиям, может быть произведено самостоятельно, либо путем привлечения специалистов-разработчиков. Последний вариант требует дополнительных затрат бизнеса, однако на выходе получается более качественный продукт в сокращенные сроки.
Обслуживание и персонал
Обязанностями контент-менеджера является отслеживание отсутствия на страничках пользователей скрытой рекламы, ссылок на прочие ресурсы и т.д.
Так как для нормальной работы социальной сети необходимо определиться с тем, кто же будет заниматься обслуживанием ресурса. Соответственно, требуется решить вопрос обслуживающего персонала.
Для запуска небольшого проекта социальной сети необходимо нанять следующих сотрудников:
Контент менеджер. Его обязанностями является отслеживание отсутствия на страничках пользователей скрытой несанкционированной рекламы, ссылок на прочие ресурсы и т.д.
Администратор социальной сети. В его обязанности ходит обеспечение нормальной работы всего ресурса.
Кроме этого, необходимо обеспечить социальной сети достойную раскрутку и хостинг.
Реклама и продвижение
Для того чтобы пополнить ряды пользователей не только знакомыми и друзьями, необходимо расширить круг посетителей. Этого можно добиться, осуществляя активную рекламную кампанию путем размещения объявлений на других Интернет-сервисах, установки собственных баннеров на посещаемых и популярных сайтах, а также проведением мероприятий по продвижению социальной сети в поисковых системах.
Финансы
Заключительной частью составления бизнес-плана социальной сети является подсчет затрат и прогноз ожидаемой прибыли. При этом доходы проекта могут поступать в рамках следующих каналов:
Рекламная деятельность
Может быть реализована в двух направлениях – в рамках контекстной рекламы и размещения баннеров. При этом сумма прибыли от размещения баннеров напрямую зависит от численности пользователей социальной сети.
В рамках функционирования социальной сети могут быть оказаны некоторые платные услуги пользователям (размещение статусов, раздача виртуальных подарков и прочее).