Как я открыла цветочный магазин
Бизнес среда ворвалась в нашу страну не очень красиво и вошла в историю под названием «лихие девяностые». Но именно с тех пор пошла «мода» на свой бизнес. Мечта о собственном цветочном магазине теплилась и лелеялась в моей душе с самого детства. Получив образование и опыт работы в разных сферах, я поняла, что пришло время работать на себя.
Начало своего дела всегда и страшно и заманчиво, и трудно и, в то же время, легко. Страшно и трудно, потому что многого не знаешь, есть страх того, что о тебе подумают родные, близкие, друзья в случае не удачи. Страшно представить, как пойдет дело, если не хватит средств для развития и негде будет их взять. Но страх уравновешивается радужной заманчивостью того, что в представлениях идея бизнеса уже приносит плоды, продажи растут, клиенты радуются, работники отдаются рабочему процессу со всей душой, а прибыль не заставляет себя долго ждать.
Как же все на самом деле?
Я недолго определялась с форматом бизнеса, для меня сразу стало ясно, что открывать буду только магазин. Не ларек, не оптовую базу или интернет-магазин, а именно цветочный магазинчик для определенной «публики». Цветочный рынок в небольших городках уже достаточно насыщен, причем именно павильонами, где нет никаких особых изысков, много цветов, много людей, много всего и в тоже время — нет уюта, нет возможности получить индивидуальный подход.
Павильон или магазин?
Собственно, для павильонов подход к каждому клиенту не требуется. Там все рассчитано на поток. Да и клиент цветочного павильона разительно отличается от клиента того же цветочного магазина. Это совершенно два разных клиента. В павильон люди идут за дешевым цветком, чтобы подарить и забыть, чтоб цветок продержался, хотя бы, до момента дарения. И, желательно, чтобы упаковки было больше. Подход к клиенту и к товару в цветочном магазине другой, в обоих случаях – индивидуальный. В магазине должен быть выбор, но вазоны могут позволить себе «не ломиться» от наличия в них цветов. Клиент должен знать, что цветок у вас есть всегда и не обязательно видеть его на витрине. Для каждого цветка необходим свой температурный режим, и хранить их лучше в холодильных камерах. Но об этом ниже.
Начальный план минимум
Итак, с форматом бизнеса определиться оказалось не сложно. Потому как, лично мне, хотелось творческого процесса, хотелось постичь искусство работы с живым цветком. Начальный капитал, в размере 300 000 рублей, был изъят из семейных накоплений. Для реализации моего проекта нужно было совсем немного:
найти подходящее место для магазина;
наладить связь с поставщиками;
закупить оборудование;
заказать мебель;
подобрать грамотный персонал;
открыть ИП.
Магазин следовало открыть в густонаселенном районе моего небольшого городка. Идеально для этого подходило полуподвальное помещение многоквартирного дома, в котором прохладно летом и не очень холодно зимой, что весьма замечательно для такого товара как живой, срезанный цветок. Квадратура помещения меня тоже устроила – 24 кв. м., ровно столько сколько нужно, чтобы не чувствовать себя стесненно.
Для того чтобы иметь более-менее постоянную температуру в помещении был приобретен мобильный кондиционер. Мобильный кондиционер стал лучшей альтернативой навесного в том, что я могла поставить его в любую точку магазина, тем самым обеспечив поток прохладного воздуха в нужном мне направлении. Опять же, благодаря мобильному кондиционеру легко можно было производить перестановку в магазине без вреда для основного товара.
Закупка товара
Маленький магазинчик подразумевает закупку цветка малыми партиями. Ни одному оптовому поставщику не интересно везти вам 3-4 пачки роз, столько же хризантем и прочих наименований. Поэтому приобретение товара будет осуществляться по принципу «самовывоза». И это, должна сказать с твердой уверенностью, очень хорошо. Это для павильонов не страшно, если «придет» целая пачка роз (20-25 шт., в зависимости от сорта), мягко скажем, в отвратительном качестве. Для цветочного магазина это ощутимый удар. Избежать неликвида на стадии закупки можно только при личном выборе каждой пачки товара. Качество цветка можно увидеть сразу, по листве, по стеблю, по бутону. В плотно упакованной пачке роз, например, бутон видно не полностью, но все же, обмануться трудно.
Цветок, безусловно, главный товар, но не единственный. Нужно набраться терпения, чтобы набрать нужных сопутствующих товаров, наименований коим множество. Большую долю составляет фурнитура. Для того, чтобы выбрать из великого многообразия всевозможной фурнитуры нужное именно вам, нужно заранее определиться с основным стилем, в котором будут оформляться букеты.
В самом начале, если с момента открытия магазина у вас не будет профессионального флориста, лучше ограничиться не сложной фурнитурой, с которой сможет справиться работник с небольшим опытом работы в сфере цветочного бизнеса: прозрачная упаковка в тубах, в конусах на один, на три и на пять цветов, гофробумага, флизелин. Цветовая палитра может быть совершенно разной.
При формировании товарной стратегии в цветочном магазине трудно избежать наличия поздравительных открыток, мягких игрушек, оригинальных сувениров. Сопутствующие товары должны быть, но увлекаться ими не стоит. Многие цветочные магазины расширяют ассортиментную стратегию настолько, что превращаются в магазин по продаже семян.
Лучше и правильнее сделать акцент именно на цветке, а мягкие игрушки и сувениры делать оригинальным дополнением к букету, еще лучше, если цветами будет обыгран какой-либо сувенир. Очень мило смотрится букет с маленьким мягким медвежонком внутри или закрепленным у самого края букета. Оригинальное оформление не обязательно влечет высокую стоимость. Да, букет в цветочном магазине выйдет дороже, чем в павильоне, но именно за подобную оригинальность ценятся хорошие цветочные магазины.
Борьба за клиента
Маленькие цветочные магазины это, так называемый, «нишевой бизнес». Занимая свою нишу на огромном рынке нужно правильно составить портрет «своего клиента» и делать все, чтобы этого клиента привлечь и удержать. Для моего магазина клиенты делятся на две категории – индивидуальные и корпоративные.
Индивидуальные, это те, кто покупает букет сам лично по редким случаям. Корпоративные – заказы для сотрудников, партнеров, друзей и близких. С корпоративными клиентами мы работаем на их территории – выезжаем на место, обсуждаем все детали и делам доставку готового заказа адресату.
Для корпоративных клиентов разработана целая система сервисных услуг, которая позволяет нашим клиентам не думать о необходимости звонить нам и делать заказы. Мы заранее продумываем план на год по всем сотрудникам, кому, когда и по какому случаю потребуется букет, в каком ценовом диапазоне из каких цветов и так далее. Нашим клиентам комфортно работать с нами, это уже проверено и доказано временем, база корпоративных клиентов растет, и за три года не потерян ни один из них. База корпоративных клиентов дает возможность «жить» цветочному бизнесу в межсезонье, и не испытывать финансовых трудностей практически круглый год.
Портрет идеального индивидуального клиента выглядит так:
мужчина от 25 до 55,
уровень заработка — свыше 30 000 рублей;
образование – средне-профессиональное, высшее.
положение в обществе – социально активен, в трудовом коллективе занимает лидирующие позиции.
Приведенные требования не говорят о том, что женщин мы полностью игнорировали с самого начала. Просто было предположение, что женщины покупают букеты гораздо реже, чем мужчины. И мы не особо прогадали. Действительно, наша личная статистика показывает, что букеты чаще заказывают именно мужчины. Женщины предпочитают брать цветы поштучно, либо оформить несколько цветов одного или разного наименования в индивидуальную, не сильно «броскую» упаковку.
Мужчины более щедры в своих фантазиях и финансовых решениях. Ваш магазин будет станет их излюбленным местом, если вы сможете найти некую «изюминку», услугу, которая станет визитной карточкой именно вашего магазина. Этой услугой может быть ваше хобби или увлечение ваших сотрудников, как пример, изготовление тортов на заказ Клиенты будут очень благодарны за то, что вы изготовите для них исключительной красоты букет и вручите его им в комплекте с эксклюзивным тортиком.
Цветочный ассортимент
Имея четкое представление того, для кого вы работаете, становится легче подбирать ассортимент товара. Большую часть ассортимента среди цветов занимает, конечно же, роза. Розы должны быть трех расцветок всегда – красные (ближе к бордо), белые и розовые (от сочного тона до бледного). Другие расцветки уже на ваше усмотрение, но, как показал опыт, вышеназванный триколор пользуется особой популярностью.
Кроме роз, непременно, покупайте хризантемы, кустовые и одиночные. Расцветка хризантем должна быть разнообразной, но проще приобрести белую хризантему и придавать ей цвет при помощи специальных спреев. Цветовая палитра спреев должна быть у вас на виду, чтобы клиенты видели, что имеются профессиональные флористические спреи, при помощи которых можно получить цветок любого оттенка. На рынках, в дешевых цветочных павильонах, используются спреи, отнюдь не для цветов. Это могут быть автомобильные аэрозоли, при нанесении на цветок, они вредны не только растению, но и обладателю «ароматного» подарка. Если вы решите открыть магазин всерьез и на долго, то лучше быть честным с клиентами с самого начала, и они не оставят этот нюанс без внимания и благодарности.
Расходная смета и период окупаемости
При правильном подходе затраченные средства на открытие цветочного магазина можно окупить в первый же цветочный сезон. Открытие магазина нужно провести, как минимум, в октябре – ноябре. Начиная с этих месяцев, вы подготавливаете своих клиентов к мысли о том, что с 14 февраля по 8 марта они могут приобрести цветок без проблем и в шаговой доступности. Первые продажи, при хорошей рекламной поддержке, порадуют вас уже в первые дни. Потом начнется предновогодний сезон. После новогодних праздников есть время основательно подготовиться к горячему сезону.
Итак. Расходы:
открытие ИП – 2 200 руб.;
аренда помещения – 30 000 руб.\мес.;
налоговые выплаты за год – 96 000 руб.,
пенсионные отчисления за ИП – 36 000 руб.\год;
мебель, оборудование – 58 800 руб.;
ремонт помещения – 46 000 руб.;
наружная реклама, полиграфия – 35 000 руб.;
закупка товара вне сезона – 25 000 руб.\мес.;
закупка товара в сезон (с 1 февраля по 1 марта) – 150 000 руб.
С учетом наценки на цветок в сезон от 150 до 200% и вне сезона от 50 до 100%, высокой активностью продаж сопутствующих товаров, при правильной политике руководства и персонала, затраченные средства на открытие магазина окупаются в первое полугодие после открытия.
Начать труднее, чем поддерживать
С каждым годом управление бизнесом все более усложняется. Появляются новые должности и сотрудники, которых нужно обучать и контролировать. Клиенты привыкают к высокому уровню обслуживания и это нужно постоянно учитывать при введении новых видов услуг. Наши клиенты заставляют нас работать над собой, двигаться вперед, потому что, если не предоставлять новинок, не обучать персонал новым видам работы с флористическим материалом, клиенты подумают, что мы «сдулись» и уйдут к конкурентам, которых за три года значительно прибавилось.
Перед тем, как рассказать о результатах, следует отметить, что в нашем случае прибыль не равна цене продажи минус цена закупки. Кроме заработка на товаре мы зарабатываем на сервисе, например: доставка букета, срочное изготовление букета, свадебные букеты, оформление и организация торжественных мероприятий, выезд флориста для приема заказа и т.д. Услуг довольно много и мы стараемся все время предлагать что-то новое, и они составляют очень значительную часть прибыли.
В сухом остатке, за трехлетний опыт работы, получаются следующие цифры:
Расходы
расходы на заработную плату сотрудников (4 человека) – 60 000 рублей в месяц;
премиальный фонд сотрудникам в сезон – 20% от перевыполнения плана продаж;
расходы на закупку товара в межсезонье (ежемесячные расходы) – 35 000 рублей;
расходы на закупку товара в сезон – 200 — 250 000 рублей;
постоянные издержки (налоги, пенсионные отчисления, аренда, коммунальные платежи) порядка 700 000 рублей в год.
Прибыль (уже за вычетом расходов)
ежемесячная прибыль (межсезонье) — 85 000 руб.;
ежемесячная прибыль в сезон (февраль – март) – 450 000 — 630 000 руб.;
маленьким месяцем радости можно считать май (последний звонок в школах), он увеличивает показатели ежемесячной межсезонной прибыли на 15-20 тысяч;
Итого, годовая прибыль составляет около 2 100 000 – 2 400 000 руб.
За три года существования магазин вышел на стабильный уровень дохода. С учетом ограниченности рынка сбыта и высокой плотности конкурентов, значительно увеличить прибыль за счет притока новых клиентов невозможно. После двух – трех лет периода стабильности, можно предположить, что с 2015 года начнется период спада продаж. Если ничего не предпринимать, то бизнес можно потерять. Поэтому принято решение открыть второй (подобный) магазин в ближайшем городе, а существующий модернизировать, искать новые интересные идеи, которыми мы могли бы поддерживать спрос среди клиентов.