Собственный бизнес. Чем руководствоваться при выборе?
Слушатели программ МВА в одной из школ бизнеса все чаще стали обращаться ко мне с вопросом: «Хочу стать предпринимателем, открыть свой бизнес. Подскажите, как его правильно выбрать? Будет ли он перспективным?» Этот вопрос с каждым годом становится все актуальнее. Мы чаще стали менять профессии, места работы. Альтернативных путей профессионального совершенствования у нового поколения менеджеров становится все больше.
В начале этого лета свою аттестационную работу защищала выпускница МВА, у которой я был руководителем. Ее работа была посвящена открытию собственного бизнеса, который с ее предыдущей работой бухгалтера имел мало общего. Ее исследование посвящено оказанию услуги «раскрутки» посредством социальных сетей. С выпускницей, а ныне уже предпринимательницей, мы обозначили ее пожелания, которые она считает для себя самыми значимыми при выборе собственного бизнеса. Далее ее пожелания были ранжированы в соответствии с их значимостью. Первые четыре позиции заняли приоритетные требования к бизнесу, которыми я хочу с вами поделиться:
Каждое желание нам дается вместе с силами для его осуществления. Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
1. В основе бизнеса должна лежать идея, которая вдохновляет. Идея, находящаяся в гармонии с ценностями, носителем которых является ее основатель.
Возможно, кто-то сочтет непрактичным, что мы придали ценностному и эмоциональному аспекту такое большое значение. Но это не наши вольнодумствования и не современные веяния в менеджменте, а расчетливый, взвешенный подход.
Рассмотрим два таких разных понятия, как «воля» и «одержимость». Свой бизнес – это тот случай, когда эти две значимые величины должны стать слагаемыми. И если «одержимость» будет вашим неуемным источником энергии и энтузиазма, то «воля», как способность длительное время хранить в себе нереализованные желания, не даст вам сникнуть и отступить в случае неудачи. Ведь многие незаурядные люди сходили с дистанции, будучи в пяти минутах от успеха.
Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности. Есть одаренные люди, очень своеобразные, которые вместе с тем безразличны, не способны к тому сопротивлению, к тому усилию, которое требует реализация личности.
Николай Бердяев «Философия свободного духа»
Так, в одной из последних книг мыслителя-публициста Малколма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры» есть глава про 10 тыс. часов. В ней автор поднял вопрос о том, как становятся профессионалами высокого ранга. Он описал путь профессионального становления известных личностей, которые не менее 10 тыс. часов занимались любимым делом прежде, чем они открыли ворота успеха.
В наше время мы стали свидетелями не одного примера становления личности, которые не менее 10 тыс. часов оттачивали свое мастерство, а сумма воли и одержимости давали высокую синергетику. Благодаря их незаурядной самоотдаче звучат сегодня такие бренды, как «Disney», «Chanel», «Beatles» или «Apple».
Хотим мы того или нет, но частный бизнес, как правило, есть продолжение личности его основателя.
2. Конкурировать на основе приобретенных в процессе учебы и работы знаний и опыта. Сторониться видов бизнеса, где в основе конкуренции лежит создание преимуществ за счет использования административного или политического влияния.
Согласитесь, логично выглядит решение Мастера делового администрирования открывать свое дело на том рынке, где конкурентная борьба преимущественно ведется на поле применения современного менеджмента, творческого подхода и использования инноваций. Следуя этому выбору, предприниматель стремится создать высокомобильную модель бизнеса. Как ее конструировать и управлять ею? – Это уже другой вопрос – тема эффективного управления.
Здесь и сейчас я бы хотел выделить один стратегический аспект, без которого невозможно представить себе высокотехнологичный бизнес.
Немало исследований проводится на тему отличительных особенностей в структуре экономик развитых и развивающихся стран. Интересный анализ дает рассмотрение активов предприятий, которые вносят ощутимые вклады в экономики развитых государств. Мы видим, что активы, которыми распоряжаются топ-менеджеры в этих странах, наполнены интеллектуальным содержанием. Например: авторские права на произведение, изобретения, конструкторские решения, дизайн, технологии, рецепты, программные продукты, логотипы, базы данных по клиентам и поставщикам, договора франшизы, технологии PR, а также методики прироста goodwill, роста репутации, раскрутки бренда и т.д. Весь этот интеллектуальный арсенал генерируют люди разных умственных профессий: ученые, инженеры, программисты, художники, стилисты, менеджеры-аналитики, маркетологи, стратеги и т.д. В этой связи на ум приходят слова Маргарет Тетчер: «Богатство страны не обязательно строится на собственных ресурсах, оно достижимо даже при их полном отсутствии. Самым главным ресурсом является человек. Государству лишь нужно создать основу для расцвета таланта людей».
Стратегическая ценность этих активов не в самом их наличии, а в том, что как они работают. Единожды сгенерированные и формализованные в виде авторских прав, лицензий, патентов, франшиз и т.д. они позволяют нашу услугу или товар сбывать неограниченное число раз. То есть торговать можно не товаром и услугой, а правами на производство, распространение на разных территориях и на разное время. Тем самым мы клонируем и масштабируем бизнесы.
В традиционных же видах производства и торговли мы имеем пропорциональное соотношение между вложенным усилием и отдачей. Сколько производим – столько сбываем. Сколько приобретаем – столько продаем. Вывод, думаю, сам напрашивается. Дело, которое вы выбираете, непременно надо рассматривать с позиции доступности процессов генерирования и формализации «придумки», а так же возможности его тиражирования. Бизнес-модель вашей организации должна будет поддерживать эти процессы.
Следуя этому выбору, мы сразу отсекаем разного рода бизнес, у которого искусственно завышен барьер входа на рынок. Это в таких сферах деятельности, как добывающая и перерабатывающая промышленности, энергетика, металлургия, крупное машиностроение, сырьевой экспорт, крупный бизнес, связанный с недвижимостью, транспортом, СМИ и т.д. Все эти виды деятельности либо квотируются по объему добычи или экспорта, либо требуют непростых согласований, либо прохождения через непрозрачные тендеры и т.д. Благодаря этому вышеобозначенные виды деятельности, как правило, монополизируются и имеют высокую доходность, которая сопровождается соответствующими высокими рисками. Например, смена правительства, передел рынков, изменения в законодательстве и т.д. часто оборачиваются для них разбирательствами с правохратительными органами, либо вынужденными переуступками бизнеса и т.д.
3. Бизнес, который не требует больших материальных вложений и высоких постоянных затрат на аренду помещений, оборудования, содержания штата сотрудников и т. д., незначительно подвержен влиянию фискальных и административных инстанций.
Думаю, это пожелание к особенностям бизнеса вполне предсказуемо и является логическим продолжением первых двух приоритетов. Хотелось бы еще раз акцентировать ваше внимание на то, что актуальность этих положений для стран территории постсоветского пространства трудно переоценить. Неразвитые судебные системы, особенно в вопросах защиты прав собственности и фискального законодательства делают беззащитными предпринимателей.
Более того, слаборазвитое гражданское самосознание населения и отсутствие влияния на политику, экономику, культуру и этику коммуникаций со стороны общественных организаций и отдельных прогрессивных личностей не способствуют выстраиванию гармоничных институциональных взаимоотношений.
Например, не оформился механизм участия малого бизнеса в формировании правовой базы предпринимательской среды. Известно, что в устоявшихся демократиях малый бизнес традиционно поддерживают социально-ориентированные политические силы левых убеждений. Соответственно, крупный бизнес – правые. У нас же значительная часть «левых», цепляющихся за прошлые идеологические убеждения, ортодоксальна. Например, несколько левых партий в России продолжают считать бизнес, как малый, так и крупный, в целом чуждым, порой антинародным проявлением. С другой стороны, малый бизнес, так и не сумевший самоорганизоваться в общность, не стал интересен политическим силам. Что и обусловило сиротливое положение малого предпринимательства.
Отчасти одним из текущих показателей такого уровня развития институциональных отношений есть то положение, которое занимает Россия в ежегодно публикуемом рейтинге от Всемирного Банка по «Благоприятствованию ведения бизнеса за 2010 год». Из 183 стран 120-е место соответствует России, 142-е - Украине..
Таким образом, руководствуясь третьим положением, мы снижаем риски, что по себе очень важно. Делаем наш бизнес менее зависимым от внешних неблагоприятных обстоятельств. К тому же мы сохраняем мобильность и маневренность, не прирастая к месту, не впадая в зависимость к кредитным организациям и не привлекаем внимание административных и фискальных органов.
4. Бизнес должен иметь перспективы в глобальном контексте перемен и учитывать изменения поведенческой модели потребителей вашей страны.
Продолжая тему страны, удобной для предпринимательства, хочу поделиться с вами еще одним советом. Показателей и рейтингов, по которым международная прогрессивная общественность отслеживает перемены в разных странах – много. Методики их расчетов ежегодно оттачивают различные международные исследовательские институты. Все эти показатели в разной степени взаимозависимы. Например, такие государственные рейтинги, как «содействия бизнесу», «темпы экономического роста», «развитие человеческого потенциала», «состояние демократических свобод», «миролюбие», «среднестатистический срок жизни». А также результирующий показатель рейтинга – «страна удобная для жизни». Свою нобелевскую лекцию академик А.Д.Сахаров озаглавил так: «Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими».
Нам с вами важно знать, в каком направлении движется наша страна по этим показателям. Какие страны нас опережают, например на два-пять лет? Насколько близки нам их культура, общественно-политическое обустройство и поведенческая модель потребления? Как бизнес, который мы собираемся открывать, представлен в этих странах? Каков его масштаб и динамика? Любую информацию подобного рода вы легко и бесплатно найдете с помощью Интернета, если знаете, как ее искать.
Мы учли с вами значимые, ключевые приоритеты, начиная с личностного и заканчивая глобальным. Желаю вам сделать удачный выбор!
В заключение замечу, что если правильность выбора собственного бизнеса во многом можно задать обозначенными в этой статье приоритетами, то перспективы бизнеса и степень его успешности будут определяться качеством менеджмента, мобильностью действий и гибкостью вашей бизнес-модели и т.д. Но эти секреты мы обсудим в другой публикации.
Валериан Макацария
Источник: ExecutiveОригинал: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/smb/1531603/
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий
Бизнес-симуляторы – один из самых специфичных жанров игровой онлайн-индустрии. Не пользуясь огромной ...