Как правильно подготовить аптеку к открытию
Очень важно правильно открыть аптеку. От этого зависят и сроки выхода на безубыточность и как быстро появиться прибыль. При правильном открытии, аптека должна «выстрелить», тогда дальнейшее продвижение будет менее затратным и более быстрым. Ниже даются технологии правильного открытия новой аптеки.
И вот, когда ваша аптека, уже почти готова распахнуть свои двери для покупателей, остались буквально последние штрихи, давайте начнём готовить её к открытию...
Что нужно сделать перед открытием аптеки:
Спланировать мероприятия
Необходимо составить общий план мероприятий по открытию аптеки, включающий все блоки, от внешнего оформления до взаимодействия с производителями.
План должен включать в себя плановые показатели товарооборота, реализованной наценки, количества покупок, бюджет на маркетинговые мероприятия.
Подготовить внешнее оформление аптеки
Согласовать с арендодателем место размещения вывески, место размещения временного баннера, использование в оформлении фирменных цветов, возможность перекрашивать стены фасада, размещение дополнительных элементов оформления (дополнительный лайтбокс, световая консоль, баннер в окна).
Вывеска
Работа по подготовке вывески занимает около месяца.
Заказать дизайн-проект вывески через рекламное агентство.
Передать исполнителю дизайн проекта необходимые материалы для привязки:
- фотографии фасада аптеки
- согласованные с арендодателем требования к оформлению
- стандарты фирменного стиля
Согласовать полученный дизайн-проект вывески с арендодателем.
Оформить заказ на изготовление вывески по согласованному дизайн-проекту в рекламном агентстве. Перед монтажом вывеска должна быть зарегистрирована в городском центре наружной рекламы (ГЦНР), согласованием как правило занимается рекламное агентство.
В среднем на изготовления вывески требуется около 2 недель. Далее следует монтаж вывески.
Принять работу по изготовлению и монтажу вывески у рекламного агентства. Вывеска должна строго соответствовать дизайн-проекту, на вывеске не должно быть потертостей, вмятин, неровно наклеенных букв и т.д.
Временный баннер, режимная табличка, растяжки, штендеры
Заказать в рекламном агентстве изготовление режимной таблички в соответствии со стандартами фирменного стиля. На табличке указывается время работы, юридический адрес, адреса 2-х ближайших аптек (дежурной и ближайшей), информация — аптека или аптечный пункт. Стандартные размеры таблички – формат А-3.
Заказать в рекламном агентстве временный баннер «Скоро открытие» в соответствии со стандартами фирменного стиля.
Временный баннер должен быть размещен на месте вывески не позднее, чем за две недели до открытия. Принять работу, обратив внимание на качество размещения — баннер равномерно и аккуратно натянут, без складок и помятостей.
Дополнительно в рекламном агентстве могут быть заказаны растяжки, баннеры в витрины, указатели, штендеры.
Обеспечить выполнение стандартов менчендайзинга
Планировка торгового зала
Проверить планировку торгового зала на соответствие стандартам мерчендайзинга.
Надписи на стеллажах и полках
Получить список надписей на стеллажах и на полках от зав. аптекой. Проверить на соответствие списку названий в стандартах мерчендайзинга.
По необходимости согласовать корректировку.
Передать рекламное агентство список надписей и образцы надписей из стандартов фирменного стиля. Агентство делает замеры лайтбоксов стеллажей, затем верстает макеты табличек и присылает на согласование.
После этого макеты печатаются, и агентство монтирует наклейки на лайтбоксы, вешает таблички на лесках над островными горками.
Принять работу вместе с зав. аптеки.
Выкладка товара
- Согласовать принципы выкладки с зав. аптекой.
- Проверить выкладку на соответствие стандартам мерчендайзинга.
- По необходимости согласовать корректировку.
- Другие материалы для торгового зала
Заказать следующие материалы.
Правила дисконтной программы по образцу в стандартах фирменного стиля. Одновременно с плакатом печатаются: памятка по дисконтной программе для покупателя, анкета для получения дисконтной карты (заполняется покупателем).
Уголок покупателя.
Стандартный вариант на 4 кармана, размеры и количество карманов, могут изменяться, в соответствии с потребностями.
Номера для сумочных и брелоки для ключей.
Брелок для ключей изготавливается по следующей технологии: бумага или картон запечатываются с двух сторон, в соответствии с макетом, и делается жесткая ламинация.
Музыкальное оформление зала.
На каждую аптеку приобретается музыкальный центр (для аптек закрытой формы доступа) или домашний кинотеатр (для аптек открытой формы доступа).
Фирменные пакеты.
К открытию аптеки изготавливается тираж пакетов-маек в соответствии с образцом фирменного стиля. Печать в один цвет, тираж 30 000 шт. Такого запаса хватает, как правило, на 6-10 месяцев. Выдаются покупателям бесплатно с покупкой. Возможно изготовление дорогих пакетов с вырубной ручкой. Печать полноцветная. Рекомендуются для продажи в аптеках.
Форменная одежда для сотрудников аптеки.
Заказывается в местном ателье, по размерам сотрудников. На сотрудника заказывается 2 комплекта на год (летний и зимний). Первоначально рекомендуется заказать только один комплект, следующий через 3 месяца работы аптеки. На халат или костюм пристегивается бэйдж, изготавливается в соответствии со стандартами фирменного стиля.
Кроме этого могут быть заказаны плакаты об акциях на открытие, совместных акциях с производителями.
Организовать рекламную кампанию на открытие аптеки
Листовки
На основе стандартных образцов подготовить макеты листовок.
Рекомендуется использовать разные варианты оформления листовок (разные цветовые схемы) для разных каналов коммуникаций.
Типы листовок:
- для рассылки по домам в ближайшем районе
- для раздачи промоутерами
- для распространение через поликлиники (супермаркеты).
Ориентиры для определения тиража:
- количество квартир в близлежащих домах (уже должно быть подсчитано в модели развития). Например, 3 тыс. квартир.
- количество часов работы промоутеров – за три часа один промоутер раздает 300 листовок. Соответственно, два промоутера за 1 неделю, работая по три часа, раздадут около 5000 листовок.
- на раздачу в поликлиниках и супермаркетах рекомендуется заложить порядка 2 тыс.
Отсюда тираж по каналам коммуникаций – 3, 5 и 2 тыс. штук. Итого 10 тыс.
Размер листовок – А5 или А6 (это половина или четверть стандартного листа А4).
Плотность бумаги – 115 г/см кв.
Двусторонняя для А6; на А5 может быть и односторонней.
Рекомендуется оформлять в 2 цвета — красный, зеленый. В этом случае печать дешевле.
Содержание – необходимые элементы:
- Сеть аптек
- Фирменное название сети
- Размер скидки предъявителю листовки
- Срок действия купона на скидку, если купон многоразовый
- Адрес аптеки
- Приглашение в новую аптеку, дата открытия (листовки печатаются, когда дата точно определена)
Дополнительные элементы:
- Слоган (можно выбрать из списка или придумать свой. «Будьте здоровы, красивы и счастливы», «Здоровья Вашим близким!», «Красота и здоровье – рядом с Вами»)
- Описание конкурентных преимуществ – есть в стандартных образцах листовок
- Схема проезда
- Условие обмена купона на скидку на дисконтную карту
- Цены на открытие – специальные цены на 5-10 популярных позиций
- Описание акций на открытие аптеки – конкурсы, подарки.
- Визитки
Визитки с информацией об аптеке выдаются всем покупателям с каждой покупкой.
Формат стандартной визитки.
Плотность меньше обычной визитки: 150-180 г/см кв.
Может быть односторонняя или двусторонняя.
Желательно 2 цвета, красный, зеленый.
Тираж – 3000 штук.
Содержание — необходимые элементы
- Сеть аптек
- Фирменное название сети
- Размер скидки предъявителю листовки
- Адрес аптеки
- Адреса других аптек сети
- Приглашение в новую аптеку, дата открытия
Каналы коммуникаций
Информация об открытии аптеки должна дойти до покупателей. Способов доставить ее есть несколько:
• Рассылка листовок по почтовым ящикам близлежащих домов.
Производится за неделю до открытия аптеки. По необходимости повторяется через 2 недели, через месяц после открытия аптеки. Проще всего найти людей, которые разнесут листовки.
• Распространение листовок промоутерами.
Рядом с входом, в местах скопления людей недалеко от аптеки для направления потока. Час раздачи листовок ничего не даст. Раздавать нужно много. Рекомендуется 2 промоутера по 3 часа в день на протяжении двух недель. Эти две недели можно разбить – начать за день-два до открытия, продолжить неделю, потом через две недели повторить. Итого 84 часа.
При заказе промоутеров в агентстве в стоимость может быть включена работа супервайзера (половина стоимости одного промоутера на количество часов) и комиссионные агентства – до 15% от стоимости заказа. Для промоутеров разработана фирменная одежда. Заказываются фирменные футболки с принтом и кепки (летом) или накидки и шапочки(зимой) – два комплекта.
• Распространение листовок через поликлиники.
Здесь нужно договориться с руководством поликлиники, раз в день выкладывать на полку в регистратуре порцию листовок – например, по 100-200 шт.
• Распространение листовок через супермаркеты.
Можно попробовать договориться об услуге с руководством супермаркета. Кассир вкладывает в каждый пакет листовку. Возможно, обойдется дороже, чем через промоутеров. И контролировать придется.
• Расклейка плакатов — поликлиника, супермаркет, остановка и т.д.
В поликлинике и супермакетах нужно договориваться с руководством. На остановках расклеить можно, есть риск, что сорвут быстро.
• Статьи в печатных изданиях.
Газеты работают на массовую аудиторию – это, как правило, город. Одной статьи не хватит. Требуется до 7 повторов. Поэтому данный канал будет с одной стороны слишком дорогим, с другой не слишком эффективным, как из пушки по воробьям.
Исключением является локальные издания, действующие в одном районе. При работе с печатными изданиями настоятельно рекомендуется использовать максимально конкретные сообщения: вырежьте купон, предъявите его в нашей аптеке, получите скидку в 5%. В этом случае можно оценить % отклика и сопоставить результат печатной рекламы со стоимостью рекламы.
• Реклама на радио.
Обладает тем же недостатком, что и печатные издания, слишком большой охват. Если использовать, то с условием оценки отклика: назовите кодовое слово, получите скидку в нашей аптеке.
• Реклама на ТВ.
Очень дорого, слишком большой охват. Одного показа не хватит. Бегущая строка неэффективна. Данный канал в ближайший год использовать не рекомендуется.
Действия в торговом зале
Перед открытием аптеку необходимо украсить. Используется оформление шарами, фирменные. Гирлянда монтируется за день до открытия аптеки или за 2-3 часа до открытия (рекомендуется в крайних случаях или зимой). За внешнем видом гирлянды необходимо следить: как только потеряет аккуратный вид, сразу снять.
В первый день – неделю открытия покупателям принято дарить подарки. Специально бюджет на подарки не выделяется. Рекомендуется договариваться о подарках с представителями производителей. В качестве подарков может выступать мелкая фирменная сувенирная продукция фарм. производителей, тестовые образцы продукции, товары типа аскорбинки, гематогена.
Вручение подарков может быть организовано в виде розыгрыша призов, беспроигрышной лотереи. Здесь есть некоторая опасность — лотереи обязательны к регистрации. Риск, что поймают и оштрафуют очень низкий. Но широко писать об этом в газетах, на баннерах не стоит.
В торговом зале целесообразно организовать консультации специалистов – измерение давлении, оценка типа кожи и т.д. Если такие мероприятия организованы, необходимо поставить об этом информацию в листовки.
В день открытия аптека открывается для покупателей с 11.00. С 10.00 до 11.00 – открытие для сотрудников. Руководители поздравляют персонал, предлагают заведующей разрезать ленточку. Шампанское, фрукты. Первые покупки делают сотрудники аптеки.
В 11.00 открываются двери. Первому покупателю вручается подарок – конфеты, шампанское.
Как организовать дисконтную программу
В первый месяц дисконтные карты выдаются в обмен на купон на скидку, либо как обычно за покупку, например, свыше 300 руб.
Номера дисконтных карт «привязываются» к конкретной аптеке. Первоначально это 1000 карт. Как закончатся – следующая 1000.
Необходимо ознакомить персонал аптеки с дисконтной программой, инструкциями по выдаче карт и введению информации из анкет в базу данных.
Инструкции:
- Подготовить материалы в соответствии с фирменным стилем:
- Напечатать и разместить объявление в торговом зале — Правила дисконтной программы.
- Напечатать и передать в аптеку Памятку покупателю, по числу дисконтных карт,
- Напечатать и передать в аптеку анкету участника дисконтной программы.
Первый месяц
Организовать корректирующие мероприятия
Проконтролировать работу промоутеров, выдачу дисконтных карт и внесение информации в базу данных.
После анализа результатов при необходимости организовать повторную рассылку или выдачу листовок – на третьей неделе после открытия.
Вывод на безубыточность
Наладить контакты с представителями поставщиков и производителей с целью получения ресурсов на организацию совместных акций в аптеке. Ресурсы производителей должны быть направлены в первую очередь на конечных потребителей и коммуникации с ними, а не на мотивацию персонала аптеки.
Разработать и спланировать на полгода маркетинговые акции в аптеке.
Проводить в аптеке не менее двух акций в месяц.