Как стартаперу заявить о себе громко?
Сходить к инвестору за деньгами — это хорошо. Прийти подготовленным — еще лучше. Но как сделать так, чтобы о вашем замечательном продукте узнали если не все, то — хотя бы достаточное количество инвесторов, заинтересованных в том, чтобы вы провели демонстрацию своего проекта?
Хочу поделиться четырьмя первоочередными направлениями, которыми стоит заняться. И, кстати, приятная для любого начинающего стартапера новость: следование этим советам почти ничего не будет вам стоить.
Мероприятия
Казалось бы, совет банальный. Но почему то многие это игнорируют. Есть такой замечательный сайт — StartUpAfisha.ru, где есть календарь всех самых важных мероприятий.
Возьмите себе за правило раз в три месяца составлять план мероприятий, на которых точно нужно выступить. Созвонитесь с организаторами, выясните условия участия. Узнайте, что за аудитория собирается, какой формат выступления может быть использован и — тщательно подготовьтесь. Отточите свое выступление несколько раз. Покажите его маме, друзьям, коллегам. Послушайте, какие вопросы они задают, как реагируют. Скорректируйте речь на основе этой обратной связи. Не зажимайтесь. Ведите себя естественно и просто рассказывайте. Запомните: научиться хорошо рассказывать о своем проекте можно только пройдя этот путь — постоянно выступая. В результате у вас появится солидный список упоминаний в прессе, вы сможете добавить информацию о своем участии в конференциях в презентацию проекта. И, возможно, довольно быстро наработаете более-менее узнаваемое имя среди инвесторов.
Нетворкинг
Посещать мероприятия можно и не выступая на них. Зачем? Затем, что туда ходят люди, близкие к вашей тематике. А это значит, что там с высокой вероятностью могут обнаружиться ваши потенциальные исполнители, менторы, инвесторы, возможно — партнеры. Все это люди, которые могут быть вам полезны, а вы можете быть полезны им. Нетворкинг — это активное установление взаимовыгодных деловых отношений. Вы никогда точно не можете знать, кто и зачем вам может быть полезен. Но ваши шансы встретить такого человека можно как минимум увеличить.
Вот вам полезное занятие — выделите три главные цели, которых нужно достичь. Затем определите трех человек, которые помогут достичь этих целей. Не берите слишком высоко. Да, все мы уверены, что президент страны способен решить практически любую проблему. Но, может быть, есть более доступные люди с соответствующими возможностями? В первом списке могут оказаться конкретные имена или абстрактные профессии. Теперь подумайте, где этих людей можно найти, куда они ходят, на каких мероприятиях бывают? Может быть, следует посмотреть их профили в Facebook. Почитать, куда они собираются или заглянуть в Foursquare и «подсмотреть», где методично «чекиниться» нужный вам человек.
Всё зависит только вас. Дерзайте! Главное, не бойтесь подходить к людям показаться глупым. Все мы люди и нормально реагируем на знакомства. Главное — строить их на взаимовыгодных отношениях и тогда вас будут слушать.
Как только вы начнете этим заниматься более активно, вы заметите, какой поразительный результат может быть достигнут уже в первый месяц. Несколько активных знакомств на конференциях и — вот у вас уже есть первые клиенты, лояльные заинтересованные коллеги, а может быть, и новые члены команды. Здесь будет не лишним периодически проверять другой полезный ресурс: TimePad.ru
Тематические издания
Знакомства и выступления рано или поздно приведут к тому, что вас (и ваш проект) начнут упоминать в прессе. Но этот процесс можно несколько ускорить.
Почему бы не написать в прессу самостоятельно? Нет, не пресс-релиз! Пока о вас никто не знает, уж извините за прямоту, всем всё равно, что у вас происходит и как развивается ваш стартап. Пишите полезные статьи из вашей профессиональной области, предлагайте их тематическим изданиям. У таких изданий нередко бывают проблемы с качественным контентом.
Здесь, опять-таки, понадобится список интересных вам СМИ и хорошее знакомство с редактором, которое случится, как только у вас будет хороший контент. Чтобы не угадывать, какой материал нужен редакторам, можно спросить их об этом напрямую. Как правило, с вами поделятся информацией о том, какие темы актуальны и какие статьи сейчас нужны.
SMM & Blog
Как только вы начнете писать и выступать, у вас появится полезный контент, которым можно делиться. Если новостей пока мало — заведите аккаунты в Twitter и Instagram. Если уже есть готовность к общению с сообществом — не тяните, заведите свою группу в Facebook, начинайте писать блоги и общаться с аудиторией. Ведь каждый стартап развивается индивидуально, у каждого есть своя история, свой сюжет. Поделитесь им с вашей аудиторией, научитесь работать с людьми и — все остальное у вас обязательно сложится.
Ну и, конечно, не забывайте делать сам продукт!
21/12/2012