Трудности при запуске стартапа в России. На примере Jobool.com
Часть I - Потребители
Недавно в России запустили Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), который будет финансировать стартап-проекты. Инициатива отличная! Но, хочу обратить внимание, что нехватка финансирования, это, пожалуй, не самое серьезное препятствие, которое возникает при запуске собственного проекта. Трудности с потребителями, партнёрами и государственной системой могут загубить любой начинающий бизнес. В данной заметке хочу поделиться опытом запуска
Начну с потребителей.
1. Плачу монетами при встрече
Трудность: Когда российский пользователь видит форму он-лайн оплаты, он начинает паниковать. В мозгу сразу проскакивает мысль «Просят оплатить, значит жулики!». После запуска сервиса, мы получали огромное число оскорбительных писем с угрозами пожаловаться в прокуратуру и даже самому Президенту.
Как мы решаем: Сделали раздел «Отзывы пользователей». Вывесили на home page логотипы наших крупнейших клиентов.
Чем можно помочь: Наверное, если будет какая-то организация, которая выдает сертификат вроде «Проверено, это не жулики», то это очень сильно поможет начинающим проектам.
2. Халяву давай
Трудность: Чем хороша Америка, тем, что потребители готовы платить. В России платить не привыкли. Большинство считает, что абсолютно все должно быть бесплатно.
Как мы решаем: Мы потратили огромное количество времени, описывая преимущества нашего сервиса. Что за стоимость букета цветов, пользователь решает свои вопросы, значительно экономя время.
Чем можно помочь: Хотелось бы, чтобы на государственном уровне велась просветительная работа, объясняющая простые истины, что одна из ключевых личных ценностей, это, прежде всего, решение своих вопросов, а не наличие $10 в кармане.
3. Авось или лень национального масштаба
Трудность: Потребители не хотят палец о палец ударить, чтобы получить максимум от возможности. Из несколько сотен тысяч анкет, размещенных на нашем сайте, НИ ОДИН пользователь не удосужился заполнить даже простейшую форму анкеты. К ним относятся и компании и платные пользователи. Народу даже лень написать сопроводительное письмо, когда они откликаются на вакансии Top Management. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Как мы решаем: Свои вопросы мы решаем с помощью темплейтов, портации данных с других ресурсов.
Чем можно помочь: Может создать клуб журналистов, которые через СМИ объясняли, как и для чего надо серьезней относиться к партнерству с проектами.
4. Мне все должны
Трудность: Российский потребитель считает, что ему все должны. Мы должны делать так-то, в письмах указывать то-то, сайт должен быть красивее, кнопки удобнее, что картинки должны летать и т.п. Мы получаем очень много ругательных писем, что мы му…и, потому, что у нас что-то не работает или еще чего-то нет.
Как мы решаем: Нас в команде пока всего двое. На данном этапе роста нанимать сотрудника нет смысла. Гораздо больше времени уйдет на разъяснение задачи и контроль исполнения, чем на решение вопроса самостоятельно. Ключевые решения, принимаются каждый день, а наемные сотрудники не склонны напрягаться. Поэтому мы просто игнорируем некоторую категорию потребителей.
Чем можно помочь: Не помешала бы поддержка государства в ликбезе потребителей. Пусть все же объяснят, что такое сатрап, почему так сложно запуститься, почему не все сразу получается, и, самое важное, что новые сервисы, прежде всего, нужны самим потребителям и, что нужно дать шанс молодым командам, поддержать их, способствовать развития или просто быть снисходительным.
Заметка спонтанная. В ней нет ни глубины проблемы, ни продуманных решений. Просто очень хотелось поделиться своим опытом. Очень бы хотелось услышать про опыт других.
Продолжение следует.