Как не остановиться в развитии после резкого старта
Однажды мы
Дмитрий, с нашей последней встречи прошло полтора года. Тогда вы рассказывали о своем удачном стартапе. На каком этапе сейчас ваша компания?
Компания IT Panda стабильно растет и развивается, правда не так быстро, как это было в 2011 и в начале 2012 года. В течение этого времени у меня прошла иллюзия, что можно расти постоянно со скоростью 20 % в месяц.
В конце 2012 года я столкнулся с дилеммой: почему-то в 2011 году мы росли со скоростью 20 % в месяц, а в 2012 в среднем только на 6 %. Причем если в начале 2012 рост был существенным, то в середине года он замедлился, а к четвертому кварталу вообще прекратился.
Был такой момент, что всё рабочее время стало занимать решение организационных вопросов и задач по нестандартным клиентам. Не было времени ни на системные улучшения бизнеса и отдельных его отделов, ни на планирование способов дальнейшего развития. Управление компанией сводилось к раздаче инструкций кому что делать и закрыванию дыр какими-то оперативными решениями.
Как вы вышли из этого положения? Что предприняли, чтобы остановить стагнацию?
Я понял, что без изменений дальше развиваться не получится. Понял, что для дальнейшего развития нужна команда идейных ребят. И чтобы это были не только руководители подразделений, но и каждый сотрудник компании, чтобы у каждого было желание улучшать и развивать наше общее дело.
В конце 2012 года я провел собрание с ребятами, объяснил ситуацию. Всем оказалось интересно участвовать в развитии компании. В 2013 году основной лозунг нашей работы звучит так: «Чтобы расти и развиваться, постоянно делай что-то новое и улучшай старое». Мы даже нарисовали картину с этим лозунгом, и теперь он висит в моем кабинете.
Одна из главных составляющих успешного бизнеса — команда. Задача руководителя — поддерживать ее различными способами. Как вы мотивируете своих подчиненных?
Каждый квартал мы ставим цели для всех отделов и совместно вырабатываем план действий для достижения этих целей.
В компании активно функционирует система премирования за новаторские идеи. Каждая оригинальная идея любого сотрудника заслуживает поощрения и внимательного изучения.
Я напрямую заинтересован в развитии своих сотрудников, поэтому мы регулярно проводим обучающие тренинги и семинары. Например, мы провели ряд обучающих тренингов по сервису, для того, чтобы каждый сотрудник понимал свою ответственность перед клиентом и во всем руководствовался правилом «Клиент превыше всего».
Я предоставил почти полную свободу руководителям подразделений, теперь у них намного больше полномочий в решении вопросов, это нужно для того, чтобы ребята видели плоды своих идей, чтобы старались проявить себя.
Бизнесмены часто сравнивают свой бизнес с живым существом. С чем бы вы могли сравнить свою компанию?
Мою компанию можно сравнить с большой стройкой, где заказчиками строения являются наши клиенты, а каждый из сотрудников является её строителем, а руководители подразделений прорабами.
Благодаря этому темп развития нашей компании восстанавливается, и мы берем всё новые и новые вершины, постоянно улучшаем качество выпускаемых сайтов и качество продвижения.
Дмитрий, IT Panda — это единственный ваш бизнес сегодня? Каковы планы на будущее?
На ближайшие несколько лет моя главная цель — создать компанию федерального масштаба, предоставляющую лучший продукт на рынке с высочайшим уровнем сервиса.
Дмитрий, вы справились со многими трудностями в процессе роста компании. От каких ошибок вы могли бы предостеречь молодых бизнесменов?
Одна из главных ошибок начинающих — это желание сделать всё и сразу. На мой взгляд, эффективнее концентрироваться на чём-то одном и планомерно достигать результатов, а уже потом браться за другое.